2024. Т. 21. №3

Вернуться к содержанию выпуска

Неклюдов Сергей Юрьевич
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия

ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ДЕМОНОНИМИИ: «ДИКИЕ ЛЮДИ» ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Для цитирования
Неклюдов С. Ю. Опыт сравнительной демононимии: «дикие люди» Центральной и Западной Европы // Вопросы ономастики. 2024. Т. 21, № 3. С. 70–92. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2024.21.3.032

Рукопись поступила в редакцию 25.07.2024
Рукопись принята к печати 30.09.2024

Аннотация: В ряде традиций низшей мифологии, помимо духов-хозяев ландшафта, флоры, фауны, стихий, болезней, сфер деятельности и т. д., существуют представления о некоем особом антропоморфном существе — «диком человеке». Он скрытно обитает где-то на неосвоенных территориях, иногда вступая в соприкосновение с окрестными жителями. Местными традициями он рассматривается как создание из плоти и крови, отличающееся от «духов» всех разновидностей, но в полной мере не относящееся ни к животным, ни к людям. Представления о нем отражены в текстах фольклорной прозы, в древних и средневековых письменных памятниках, в изобразительных сюжетах, обрядовых практиках и перформансах. В разных регионах «дикий человек» может называться по-своему, однако за этим многообразием стоит ограниченное количество продуктивных моделей, согласно которым персонаж в каждом случае определяется по какому-либо одному доминантному признаку. Изучение подобных моделей способствует определению семантического поля, в котором складывается данный образ, выявлению его этно- и культурно-специфических типов, реконструкции их исторических связей, в конечном счете — пониманию генезиса и развития самого представления о «дикости». У таких названий есть определенный потенциал ономастизации — с одной стороны, образования на их основе топонимов (обычно оронимов), относящихся именно к данному, единичному природному объекту, а с другой — их «индивидуализации», когда в ряде фольклорных и литературных нарративов дикий человек как представитель того или иного типа (один из множества) становится вполне конкретным персонажем, существующим вне общности с другими ему подобными, или обретает статус мифологического «хозяина» остальных диких существ, которые обитают на данной территории, вследствие чего его «родовое» обозначение становится своего рода собственным именем.

Ключевые слова: мифология; демононимия; ономастизация; модели номинации; дикий человек; лесные люди; горные люди

Благодарности
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-18-01119, https://rscf.ru/project/24-18-01119/. Автор выражает сердечную признательность за помощь и консультации Н. Н. Казанскому, В. В. Напольских, М. Ю. Реутину, Д. С. Николаеву, Н. В. Возяковой, Р. Сальваторе, Э. Морони, Н. М. Заике и Д. Ю. Ващенко.

Источники

Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. СПб. : О-во классич. филологии и педагогики, 1885.

Маковский М. М. Этимологический словарь современного немецкого языка. М. : Азбуковник, 2004.

Махов А. Е. Сад демонов. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М. : Intrada, 2007.

Ольдал Г. И., Гейгер Б. Я. Карманный венгерско-русский словарь. М. : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей. 1960.

Плано Карпини. История монгалов // Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / пер. А. И. Малеина ; ред., вступ. ст. и прим. Н. П. Шастиной. М. : Гос. изд. географ. лит., 1957. С. 23–83.

Симченко Ю. Б. Обычная шаманская жизнь: Этнографические очерки. М. : Центр прикладной этнографии Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1993.

Alpenburg J. N. von. Mythen und Sagen Tirols. Zürich : Meyer und Zeller, 1857.

Baader B. Volkssagen aus dem Lande Baden und den angrenzenden Gegenden. Bd. 1. Karlsruhe : Verlag der Herderschen Buchhandlung, 1851.

Baumbach R. Eine deutsche Sprachinsel in Wälschtirol // Die Gartenlaube / Hrsg. E. Keil. H. 52. Leipzig : Verlag von E. Keil, 1873. S. 843–846.

Benkő 1–2 — Etymologisches Wörterbuch des Ungarischen / Hrsg. L Benkő. Bd. 1–2. Budapest : Akadémiai Kiadó, 1993–1995.

Bodel J. La chanson des Saxons. Publiee pour la premiere fois par Francisque Michel. Paris : J. Téchener, 1839.

Bossuet J.-B. Panégyrique de saint Benoit // Oeuvres complètes de Bossuet / éd. Scient. F. Lachat. Vol. 12. Paris : Librairie de Louis Vivès, 1864. P. 157–165.

Cerquand J.-F. Légendes et récits populaires du pays basque // Bulletin de la Société de sciences, lettres et arts de Pau. Sér. 2. 1876–1877. T. 6. P. 450–528.

Cursor mundi: The cursur o the world. A Northumbrian poem of the 14th century in four versions / ed. by R. Morris, H.-C.-W. Haenisch, H. Hupe, M. Kaluza. London : K. Paul, Trench, Trübner & Co., 1874–1893.

Cursor mundi: The Southern version of Cursor mundi. Vol. 5 / ed. by L. M. Eldredge, A. L. Klinck, S. M. Horral. Ottawa : University of Ottawa Press, 2000.

Deutsches Balladenbuch / mit Holzschnitten nach Zeichnungen von A. Ehrhardt, Th. von Ger, H. Plüddemann, L. Richter und C. Schurig. Leipzig : Georg Wigand’s Verlag, 1852.

Drosdowki G., Scholze-Stubenrecht W. Redewendungen und sprichwörtliche Redensarten: Wörterbuch der deutschen Idiomatik. Mannheim ; Wien ; Zürich : Dudenverlag, 1992.

Duden: Deutsches Universalwörterbuch / Hrsg. und bearb. vom Wissenschaftlichen Rat und den Mitarbeitern der Dudenredaktion unter Leitung von G. Drosdowski. Mannheim ; Wien ; Zürich : Dudenverlag, 1983.

DWb Grimm — Deutsches Wörterbuch / von J. Grimm und W. Grimm. Bd. 1–33. Leipzig : S. Hirzel Verlag, 1854–1971.

Eberhart G. M. Mysterious Creatures: A Guide to Cryptozoology. Santa Barbara, California ; Denver, Colorado ; Oxford, England : ABC-CLIO, 2002.

Erk 1856 — Deutscher Liederhort: Auswahl der vorzüglichern deutschen Volkslieder aus der Vorzeit und der Gegenwart mit ihren eigenthümlichen Melodien / Hrsg. L. Erk. Berlin : Th. Chr. Fr. Enslin, 1856.

Erk, Böhme 1893–1894 — Deutscher Liederhort: Auswahl der vorzüglicheren Deutschen Volkslieder aus der Vorzeit und der Gegenwart mit ihren eigenthümlichen Melodien / Hrsg. L. Erk, F. M. Böhme. Leipzig : Breitkopf und Härtel, 1893–1894.

Gamillscheg E. Etymologisches Wörterbuch der französischen Sprache. Heidelberg : Winter, 1928.

Gascoigne G. The Princelye pleasures, at the Courte at Kenelwoorth // John Nichols’s The Progresses and Public Processions of Queen Elizabeth I. Vol. 2 : 1572 to 1578 / ed. by E. Goldring, J. E. Archer, E. Clarke. Oxford : Oxford Univ. Press, 2013. P. 287–332.

Graham L. D. The Bear, the Harlot, the Magician and the King. URL: https://maypoleofwisdom.com/wp-content/uploads/2021/01/the_bear_the_harl... (date of access: 05.09.2024).

Grässe J. G. Th. Der Sagenschatz des Königreichs Sachsen. Bd. 2. Dresden : Schönfeld, 1874.

Grohmann J. V. Aberglauben und Gebräuche aus Böhmen und Mähren. Prague : J. G. Calve, 1864.

Hall’s chronicle: containing the history of England, during the reign of Henry the Fourth, and the succeeding monarchs, to the end of the reign of Henry the Eighth, in which are particularly described the manners and customs of those periods. Carefully collated with the editions of 1548 and 1550. London : J. Johnson, 1809.

Heinrich von dem Türlin. Diu Crône: Kritische mittelhochdeutsche Leseausgabe mit Erläuterungen / Hrsg. von G. Felder. Berlin ; Boston : de Gruyter, 2012.

Kirtlan 1912 — Sir Gawain and the Green Knight / Rendered Literally into Modern English from the Alliterative Romance-Poem of A. D. 1360 by E. J. B. Kirtlan. London : Charles H. Kelly, 1912.

Kluge F. An Etymological Dictionary of the German Language. London : Georg Bell & Sons, 1891.

Köbler G. Wörterbuch des althochdeutschen Sprachschatzes. Paderborn ; München ; Wien ; Zürich : Ferdinand Schöningh, 1993.

Kuhn A., Schwartz W. Norddeutsche Sagen, Märchen und Gebräuche aus Meklenburg, Pommern, der Mark, Sachsen, Thüringen, Braunschweig, Hannover, Oldenburg und Westfalen aus dem Munde des Volkes. Leipzig : Brockhaus, 1848.

Lexer M. Mittelhochdeutsches Handwörterbuch. Bd. 1–3. Leipzig : S. Hirzel Verlag, 1869–1878.

Littré E. Dictionnaire de la langue française. T. 4. Paris : Librairie Hachette et Сie, 1889.

Malory T. The Works. Vols. 1–3 / ed. by E. Vinaver. Oxford : Oxford Clarendon Press, 1990.

Meriam-Webster: salvage man. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/salvage%20man (date of access: 05.09.2024).

Michel 1830 — Chansons du châtelain de Coucy, revues sur tous les manuscrits / par F. Michel. Paris : L’Imprimerie de Chapele, 1830.

Niedermann M. [Rez. :] Körting G. Lateinisch-romanisches Wörterbuch // Indogermanische Forschungen: Zeitschrift für Indogermanistik und historische Sprachwissenschaft. Bd. 23 (Anzeiger). Straßburg : Karl J. Trübner, 1908/1909. S. 78–79.

OED — Oxford English Dictionary / ed. by J. A. H. Murray et al. Vols. 1–10. Oxford : Oxford Univ. Press, 1884–1928.

OLD — Oxford Latin Dictionary. Oxford : Clarendon Press, 1968.

Pócs É. Hiedelemszövegek. Budapest : Balassi Kiadó, 2012.

Pröhle H. Harzsagen, zum Teil in der Mundart der Gebirgsbewohner. Leipzig : Mendelssohn, 1886.

Radulphi de Coggeshall. Chronicon Anglicanum / Ex codicibus manuscriptis edidit J. Stevenson. London : Longman, 1875.

Robert Laneham’s letter describing a part of the entertainment unto Queen Elizabeth at the castle of Kenilworth in 1575. London ; New York : Chatto & Windus Duffield & Company : Publishers, 1907.

Schladt 2014 — Volksballaden / Hrsg. H. Schladt. München : BookRix, 2014. URL: https://www.volksliederarchiv.de/es-freit-ein-wilder-wassermann-ostpreus... (date of access: 05.09.2024).

Schneller Ch. Märchen und Sagen aus Wälschtirol. Ein Beitrag zur deutschen Sagenkunde. Innsbruck : Verlag der Wagner’schen Universitäts-Buchhandlung, 1867.

Skeat W. W. An Etymological Dictionary of the English Language. Oxford : Clarendon Press, 1874.

Small J. English Metrical Homilies from Manuscripts of the Fourteenth Century: with an introduction and notes. Edinburgh : W. Paterson, 1862.

Sommer E. Sagen, Märchen und Gebräuche aus Sachsen und Thüringen. Bd. 1. Halle : Anton, 1846.

Sykes 1982 — Concise Oxford Dictionary / ed. by J. B. Sykes. Oxford : Oxford Univ. Press, 1982.

Thompson P. The English, the Trees, the Wild and the Green: Two Millennia of Mythological Metamorphoses // The Roots of Environmental Consciousness: Popular Tradition and Personal Experience / ed. by St. Hussey, P. Thompson. London ; New York : Routledge, 2001. P. 20–54.

Tolkien J. R. R. The Fall of Arthur / ed. by Ch. Tolkien. Boston ; New York : Mariner Books, Houghton Mifflin Harcourt, 2014.

Tóth A. Etymological Dictionary of Hungarian. The Hague : Mikes International, 2007.

Voltaire. Dialogue de Pégase et du vieillard. London : Chez la Société typographique, 1774.

Webster W. Basque Legends. London : Griffith and Farran : Walbrook & Co., 1879.

Whitney W. D. The Century dictionary: An encyclopedic lexicon of English language. New York : Century Co., 1889–1891.

Withington R. English Pageantry: An Historical Outline. Vols. 1–2. Cambridge : Harvard Univ. Press, 1918–1920.

Wolf 1853 — Hessische Sagen / Hrsg. von J. W. Wolf. Göttingen ; Leipzig : Dieterichsche Buchhandlung : Fr. Chr. Wilh. Vogel, 1853.

Zander-Seidel J. Ein “wilder Wazzerman” auf Beutezug: Restaurierung eines Meerwunder-Teppichs, um 1515: Germanisches Nationalmuseum Nürnberg // Ernst von Siemens Kunststiftung. URL: https://www.ernst-von-siemens-kunststiftung.de/objekt/ein-wilder-wazzerm... (date of access: 05.09.2024).

Zingerle I. V. Sagen, Märchen und Gebräuche aus Tirol. Innsbruck : Verlag der Wagnerschen Buchhandlung, 1859.

Исследования

Боброва М. В., Русинова И. И. Демононимы в русских мифологических текстах Пермского края // Вопросы ономастики. 2020. Т. 17, № 3. С. 83–103. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2020.17.3.036

Валенцова М. М. Народная демонология Чехии (этнолингвистический аспект) // Славяноведение. 2022. № 6. С. 66–84. https://doi.org/10.31857/S0869544X0023272-2

Возякова Н. В. Испанский традиционный романс: От фольклорной традиции до блокнота собирателя. М. : РГГУ, 2014.

Гак В. Г. К типологии лингвистической номинации // Языковая номинация (Общие вопросы) / отв. ред. Б. А. Серебренников. М. : Наука, 1977. С. 230–293.

Неклюдов С. Ю. Образы потустороннего мира в народных верованиях и традиционной словесности // Восточная демонология. От народных верований к литературе / отв. ред. Н. И. Никулин, А. Р. Садокова. М. : Наследие, 1998. С. 6–43.

Неклюдов С. Ю. В плену у монгольской нимфы // Живая старина. 2021. № 1 (109). С. 2–6.

Неклюдов С. Ю. Фантомы демонотворчества: «третья стратегия» // Миф, ритуал, литература. К 70-летию Н. В. Брагинской / сост. Н. Б. Богданович ; отв. ред. Ю. В. Иванова ; науч. ред. С. Н. Давидоглу. М. : НИУ ВШЭ, 2022. С. 441–457.

Плотникова А. А. Об одном мифологическом мотиве у градищанских хорватов в сопоставлении с соседними традициями южных и западных славян // Славянский альманах. 2022. № 3–4. С. 209–224. https://doi.org/10.31168/2073-5731.2022.3-4.2.04

Хасанова З. С. Модели номинации, реализуемые в англоязычных терминах и профессионализмах сферы искусствоведения // Вестник Волжского университета. Сер. Филологические науки. 2016. Т. 21, № 3. С. 59–70.

Alinei M. “Silvani” latini, “Aquane” ladine: dalla linguistica all’antropologia // Mondo ladino. 1985. T. 9, No. 3–4. P. 49–78.

Bernheimer R. Wild Men in the Middle Ages. A Study in Art, Sentiment, and Demonology. Cambridge : Harvard Univ. Press, 1952.

Dickson A. Valentine and Orson: A study in late medieval romance. New York : Columbia Univ. Press, 1929.

Felder G. Kommentar zur ‚Crône‘ Heinrichs von dem Türlin. Berlin ; New York : de Gruyter, 2006.

Gallée J. H. Henne, hunne en hune en hunne samenstellingen // Tijdschrift voor Nederlandse Taalen Letterkunde. 1901. Jaargang 20. P. 46–58.

Irish B. J. Emotion in the Tudor Court: Literature, History, and Early Modern Feeling. Evanston (Illinois) : Northwestern Univ. Press, 2018.

Kindl U. Rätoromanen // Enzyklopädie des Märchens / Handwörterbuch zur historischen und vergleichenden Erzählforschung. Akademie der Wissenschaften zu Göttingen. Bd. 11. Berlin ; New York : Walter de Gruyter, 2004. S. 250–259.

Leake J. Scientist savaged for Bigfoot claim // The Sunday Times. 29 March 2015. URL: https://www.thetimes.co.uk/article/scientist-savaged-for-bigfoot-claim-k... (date of access:

05.09.2024).

Lynge W. Das Sommer- und Winter-Spiel und die Gestalt des Wilden Mannes // Österreichische Zeitschrift für Volkskunde. Neue Serie. 1952. Bd. 6 (55). S. 14–42.

Mannhardt J. W. E. Wald- und Feldkulte. T. 1 : Der Baumkultus der Germanen und ihrer Nachbarstämme. Berlin : Gebrüder Borntraeger, 1877.

Perkins S. So much for the abominable snowman. Study finds that ‘yeti’ DNA belongs to bears // Science. 28 November 2017. URL: https://www.sciencemag.org/news/2017/11/so-muchabominable-snowman-study-... (date of access: 05.09.2024).

Sykes B. C., Mullis R. A., Hagenmuller C., Melton T. W., Sartori M. Genetic analysis of hair samples attributed to yeti, bigfoot and other anomalous primates // Proceedings of the Royal Society B 2014 281, 20140161. Published 2 July 2014. P. 1–3.

Tianying Lan, Gill S., Bellemain E., Bischof R., Nawaz M. A., Lindqvist C. Evolutionary history of enigmatic bears in the Tibetan Plateau-Himalaya region and the identity of the yeti // Proceedings of the Royal Society B (biological sciences). Published 29 November 2017. URL: http://rspb.royalsocietypublishing.org/content/284/1868/20171804 (date of access: 05.09.2024).

Williams R. Has the Yeti mystery been solved? New research finds “Bigfoot” DNA matches rare polar bear // The Independent. 17 October 2013. URL: https://www.independent.co.uk/news/science/has-the-yeti-mystery-been-sol... nds-bigfoot-dna-matches-rare-polarbear-8884811.html (date of access: 05.09.2024).

Zaika N. M. Approche textologique et comparative du conte traditionnel basque dans les versions bilingues de 1873 à 1942. Bilbao : Euskaltzaindia, 2014. (Iker ; 31).