2024. Т. 21. №3

Вернуться к содержанию выпуска

Петросян Армен Егишевич
Институт археологии и этнографии НАН Республики Армения, Ереван, Армения

СВ. МЕСРОП МАШТОЦ: ИСТОКИ ОБРАЗА И ИМЕНИ

Для цитирования
Петросян А. Е. Св. Месроп Маштоц: истоки образа и имени // Вопросы ономастики. 2024. Т. 21, № 3. С. 56–69. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2024.21.3.031

Рукопись поступила в редакцию 18.01.2024
Рукопись принята к печати 12.08.2024

Аннотация: В статье идет речь о возникновении и путях развития образа создателя армянского алфавита святого Месропа Маштоца в церковной традиции и фольклоре Армении, где его творение считается божественным чудом. Выявляются связи его образа с языческим богом Тиром — писцом верховного бога Арамазда, «показывателем и толкователем снов» (erazac‘oyc‘ erazahan). Сопоставление христианских образов с древними божествами в первую очередь опирается на соответствие их функций. Так, Маштоц служил при царском дворе писцом-секретарем (как Тир был писцом царя богов), а его чудесное видение — десница, пишущая буквы на камне, — очевидно, сравнимо со сном. Сны армянам начала V в., еще не до конца оторванным от язычества, посылал бог Тир, «показыватель снов». В свете этой интерпретации образа наиболее вероятной представляется связь имени Маштоца с созвучным апеллятивом maštoc‘ ‘скребница’, ‘инструмент для соскабливания волос / шерсти животных’ (дериват с суффиксом -oc‘, от корня mašt- со значением ‘скоблить, скрести, сдирать’). В древних языках писание ассоциируется со скоблением / царапанием в связи со способом писать на воске, глине и на твердых материях (ср. греч. γράφω ‘скрести, писать’, γραμματεύ . ‘писец, секретарь’, лат. scribere ‘скрести, писать’, scriba ‘писец, секретарь’). Слово maštoc‘ в древности могло означать ‘инструмент для скобления / процарапывания / писания’, позже и ‘писец’; в последнем значении лексема стала эпитетом наследника бога Месропа.

Ключевые слова: Месроп Маштоц; армянский алфавит; принятие христианства; дохристианская религия Армении; бог Тир; армянский фольклор

Источники

Агатангелос. История Армении. Ереван : Изд-во гос. ун-та, 1983. (На арм. яз.)

Ачарян Р. Корневой словарь армянского языка. Т. 3․ Ереван : Изд-во гос. ун-та, 1977. (На арм. яз.)

Ганаланян А. Армянские предания. Ереван : Изд-во АН, 1969. (На арм. яз.)

Гомер. Одиссея / пер. В. А. Жуковского. М. : Наука, 2000.

Малхасян С. Толковый словарь армянского языка. Т. 3. Ереван : Госиздат, 1944. (На арм. яз.)

Малхасян С. Комментарии // Хоренаци М. История Армении / пер. с древнеарм. и коммент. С. Малхасяна․ Ереван : Айпетхрат, 1961. С. 359–424. (На арм. яз.)

Мещанинов И. Аннотированный словарь урартского (биайнского) языка. Л. : Наука, 1978.

МНМ — Мифы народов мира : в 2 т. / под ред. С. А. Токарева. М. : Сов. энциклопедия, 1980–1982.

Орлов В. И. Трактат о вдохновении, рождающем великие изобретения. М. : Знание, 1980.

Парпеци Л. История Армении и Послание к Вагану Мамиконяну / под ред. Г. Тер-Мкртчяна и С. Малхасяна. Ереван : Изд-во гос. ун-та. 1982. (На арм. яз.)

Рак И. В. Зороастрийская мифология. М. ; СПб. : Летний сад, 1998.

Хоренаци М. История Армении / пер., введ. и коммент. Г. Саркисяна. Ереван : Айастан, 1990.

Исследования

Абаев В. И. Как апостол Петр стал Нептуном // Этимология 1970 / под ред. Ж. Ж. Варбот и др. М. : Наука, 1972. С. 322–332.

Абраамян А. А. Глагол в современном армянском․ Ереван : Изд-во АН, 1962. (На арм. яз.)

Абрамян Л. А. Небесный храм, растущий из тела жертвы: видение Григория Просветителя с этнологической точки зрения // Армянские святые и святые места / ред. С. Арутюнян, А. Калантарян. Ереван : Айастан, 2001. С. 361–367. (На арм. яз.)

Агаян Э. Лексикологические и этимологические исследования. Ереван : Изд-во АН, 1974. (На арм. яз.)

Адонц Н. Исторические исследования. Париж : Изд-во Гукасяна, 1948. (На арм. яз.)

Алишан Г. Древние верования, или языческая религия армян. Венеция : Изд-во Мхитаристов, 1895. (На арм. яз.)

Амаякян С. Государственная религия Ванского царства. Ереван : Изд-во АН, 1990. (На арм. яз.)

Арутюнян С. Армянская мифология. Бейрут : Изд. В. Сетяна, 2000. (На арм. яз.)

Ачарян Р. Армянские письмена. Ереван : Айастан, 1968. (На арм. яз.)

Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. М. : Наука, 1987.

Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии / пер. с англ. Г. Е. Куртика. М. : Наука, 1991.

Далалян Т. Происхождение образа и имени Месропа Маштоца // Международная конференция, посвященная 1600-летию изобретения армянской письменности : сб. докл. / ред. В. Б. Бархударян и др. Ереван : Гитутюн, 2006. С. 54–65. (На арм. яз.)

Джаукян Г. Б. Армянский и древние индоевропейские языки. Ереван : Изд-во АН, 1970. (На арм. яз.)

Джаукян Г. Б. История армянского языка: дописьменный период. Ереван : Изд-во АН, 1987. (На арм. яз.)

Джаукян Г. Б. Этимологический словарь армянского языка. Ереван : Асогик, 2010. (На арм. яз.)

Дьяконов И. М. К вопросу о символе Халди // Древний Восток. 1983. Вып. 3. C. 190–194.

Капанцян Г. История Урарту. Ереван : Изд-во гос. ун-та, 1940. (На арм. яз.)

Мейе А. Арменоведческие исследования. Ереван : Изд-во гос. ун-та, 1978. (На арм. яз.)

Мелик-Оганджанян К. К вопросу о фольклорных источниках Агатангелоса // Историко-филологический журнал. 1964. № 4․ С. 53–82.

Мнацаканян А. Этимология имени Маштоц // Вестник общественных наук АН Армянской ССР. 1979. № 8. С. 82–93.

Муравьев С. Н. Графическая форма и порядок букв трех древних алфавитов Кавказа как источники о фонологии древнеармянского, древнегрузинского и древнеудинского языков // Международная конференция по армянскому языкознанию / ред. Г. Джаукян и др. Ереван : Изд-во АН, 1984. С. 437–455.

Петросян А. Е. Армянский Мхер, западный Митра и урартский Халди // Армянский эпос «Сасунские удальцы» и всемирное эпическое наследие / ред. А. Егиазарян и др. Ереван : Лимуш, 2004. С. 42–0. (На арм. яз.)

Петросян А. Е. Арамазд: образ, культ, прототипы. Ереван : Ван Арян, 2006. (На арм. яз.)

Петросян А. Е. Влияние армянского Мгера на европейских героев // Вестник Матенадарана. 2014. Т. 20. С. 169–174. (На арм. яз.)

Петросян А. Е. Арагац: название и миф // Вестник арменоведения. 2022. № 3. С. 169–185. (На арм. яз.)

Петросян Ан. Балу или Самосата: традиционный и исторический взгляд на место создания армянской письменности // Международная конференция посвященная 1600-летию изобретения армянской письменности : сб. докл. / ред. В. Б. Бархударян и др. Ереван : Гитутюн, 2006. С. 112–121. (На арм. яз.)

Симонян Г. О происхождении имени Маштоца // Вестник общественных наук. 1988. № 5. С. 62–72. (На арм. яз.)

Срвандзтян Г. Труды. Ереван : Изд-во АН, 1982. Т. 2. (На арм. яз.)

Хачикян М. Л. Хурритский и урартский языки. Ереван : Изд-во АН, 1985.

Eir — Encyclopaedia Iranica. URL: https://www.iranicaonline.org (date of access: 18.10.2024).

Eliade M. Cosmos and History. New York : Harper and Row, 1959.

Leick G. Dictionary of Ancient Near Eastern Mythology. London ; New York : Routledge, 1991.

Panaino A. Tištrya // Encyclopaedia Iranica. 2005. URL: https://www.iranicaonline.org/articles/tistrya-2 (date of access: 18.10.2024).

Petrosyan A. Y. State Pantheon of Greater Armenia: Earliest Sources // Aramazd: Armenian Journal of Near Eastern Studies. 2007. Vol. 2. P. 174–201.

Russell J. Zoroastrianism in Armenia. Cambridge : Harvard Univ. Press, 1987․

Russell J. On the Name of Mashtots // Annual of Armenian Linguistics. 1994a. Vol. 15. P. 67–78.

Russell J. On the Origin and Invention of the Armenian Script // Le Muséon. 1994b. No. 3–4. P. 229–255.

Tavernier J. Reflections on the Origin and the Early History of Tir // Ethnicity in Ancient Mesopotamia / ed. by W. H. Van Soldt. Leiden : Nederlands instituut voor het Nabije Oosten, 2005. P. 356–371.