2023. Т. 20. №3

Вернуться к содержанию выпуска

Вепрева Ирина Трофимовна
Харитонова Анастасия Владимировна

Уральский федеральный университет
Екатеринбург, Россия

Ономастическое пространство Екатеринбурга: уровневая организация маркеров региональной идентичности

Вопросы ономастики. 2023. Т. 20. № 3. С. 184–199
DOI: 10.15826/vopr_onom.2023.20.3.037

Рукопись поступила в редакцию 02.03.2023
Рукопись принята к печати 01.09.2023

Аннотация: Ономастическое пространство города Екатеринбурга, содержащее региональную лингвокультурную информацию, рассмотрено в параметрах трехуровневой модели онимических маркеров идентичности как «части коллективного регионального самосознания, особенности которого находят свое проявление в общей языковой и речевой деятельности» (М. В. Голомидова). Набор ономастических единиц, участвующих в формировании этого городского пространства, представлен как класс городских имен собственных, различных по объему обозначаемой реалии, — от астионима, именующего город, через урбанонимы, называющие районы, улицы и другие городские топообъекты, к рекламным именам в широком смысле слова. Охарактеризованы этапы переименования Екатеринбурга / Свердловска, проанализированы разговорные стилистические варианты астионима, выявлены образные номинации города, обусловленные современной общественно-политической ситуацией. В класс урбанонимов, маркеров второго уровня региональной идентичности, вошли названия улиц, площадей, парков, переулков, бульваров, районов, станций метро, отдельных зданий, а также номинации жилых комплексов. В урбанонимии Екатеринбурга выделено и охарактеризовано несколько номинативных тем, связанных с его региональными особенностями. Третий уровень маркеров региональной идентичности составляет группа рекламных имен, под которыми понимается название любого товара в самом широком смысле этого слова: это названия коммерческих предприятий (эргонимы), названия средств массовой информации (гемеронимы), названия фестивалей, конкурсов, концертов (геортонимы), названия транспортных средств (порейонимы). Данные наименования порождены нуждами маркетинга и номинативными представлениями имядателя. Наличие в ономастическом пространстве Екатеринбурга большого пласта регионально маркированных рекламных имен свидетельствует о понимании жителями уникальности территории, позитивности ее восприятия, эмоциональной привязанности, региональной идентичности. Рекламные имена продолжают и развивают номинативные темы, заданные предшествующими уровнями.

Ключевые слова: региональная идентичность; ономастическое пространство; номинативная тема; астионим Екатеринбург; урбаноним; рекламное имя; лингвокультурная информация

Источники

2ГИС — Карта Екатеринбурга: улицы, дома и организации города. URL: https://2gis.ru/ekaterinburg (дата обращения: 15.03.2023).

Губарева Н. Когда бог оранжевый // Вестник Автопрома. 2016. № 3. С. 42–43. URL: https://web.archive.org/web/20161109051251/http://atomvestnik.ru/pdf.html (дата обращения: 15.03.2023).

ЛЗА — личные записи авторов.

Сенчин Р. Девушка с гитарой // Дружба народов. 2020. № 3. С. 110–123.

Третьим будешь? // Независимая газета. 2009. 7 апр. URL: https://www.ng.ru/ng_politics/2009-04-07/15_kazan.html (дата обращения: 15.03.2023)

ТСРЯ — Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. М. : Азбуковник, 2008.

Исследования

Ахметова М. В. Заметки о неофициальной русской урбанонимии // Вопросы ономастики. 2010. № 2 (9). С. 53–69.

Визгалов Д. В. Брендинг города. М. : Институт экономики города, 2011.

Головнева Е. В. Региональная идентичность и идентичность региона // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3: Общественные науки. 2017. Т. 12, № 3 (167). С. 182–189.

Голомидова М. В. Искусственная номинация в русской ономастике. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1998.

Голомидова М. В. Урбанонимы как ресурс управления восприятием городского пространства // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6, № 1. С. 11–30.

Голомидова М. В. Топонимическое имиджирование городских пространственных объектов // Вопросы ономастики. 2020. Т. 17, № 3. С. 263–278. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2020.17.3.043

Голомидова М. В. Городские топонимы в аспекте трансляции региональной идентичности: кейс города Уфы // Вопросы ономастики. 2022. Т. 19, № 1. С. 160–179. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2022.19.1.008

Забелин Н. Ю. Московская городская топонимия: структурно-семантический анализ топонимической системы : дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Моск. гос. лингв. ун-т. М., 2007.

Ильина О. В., Каблуков Е. В. Практики конструирования региональной идентичности в медиадискурсе Татарстана // Научный диалог. 2020. № 3. С. 52–66. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-3-52-66

Каганский В. Л. Ареальная парадигма пространственной идентичности: основания, пределы, выход за пределы // Вестник Пермского научного центра. 2014. № 5. С. 10–19.

Киселев К. В., Щербаков А. Ю. Урал: к вопросу об идентификационной динамике бренда // Вестник Пермского университета. Сер. «Политология». 2013. № 1. С. 138–150.

Корепанов Г. С. Идентичность регионального субъекта // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : материалы XII Междунар. конф. (19–20 марта 2009 г., Екатеринбург) : в 2 ч. / ред. Е. В. Грунт, А. В. Меренков, Л. Л. Рыбцова, А. В. Старшинова. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2009. Ч. 1. С. 83–87.

Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности. Волгоград : Перемена, 2004.

Литовская М. А. Бажов и символическое пространство Екатеринбурга // Региональные культурные ландшафты: история и современность : материалы Всерос. науч. конф. / сост. Н. П. Дворцова. Тюмень : Тюмень, 2004. С. 31–38.

Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Труды по знаковым системам. 1984. Вып. 18 : Семиотика города и городской культуры. С. 32–44.

Назукина М. В., Подвинцев О. Б. Столичные амбиции как отражение регионализации современной России // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2009. Вып. 9. С. 290–302.

Пикулева Ю. Б. Лингвокультурный стереотип «свое» в региональной рекламе // Язык города : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н. И. Доронина. Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2007. С. 151–156.

Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М. : Наука, 1988.

Разумов Р. В. Типология систем урбанонимов Российской Федерации // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология : материалы III Междунар. науч. конф. (7–11 сентября 2015 г., Екатеринбург) / отв. ред. Е. Л. Березович. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 223–225.

Разумов Р. В., Горяев С. О. Названия жилых комплексов: между урбанонимами и рекламными именами // Научный диалог. 2018. № 9. С. 76–97. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-9-76-97

Разумов Р. В., Горяев С. О. Трансляция региональной идентичности в урбанонимии российских городов: современное состояние // Вопросы ономастики. 2020. Т. 17, № 2. С. 201–219. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2020.17.2.024

Романова Т. П. Геобрендинговый потенциал самарских ивентонимов // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 4. С. 156–161.

Чудинов А. П., Никифорова М. В. Вербализация региональной идентичности в политическом дискурсе: Большой Урал — Урал — УрФО — Свердловская область — Екатеринбург // Современная российская аксиосфера: семантика и прагматика идентичности / под ред. Ж. А. Зубовой. М. : Ин-т русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. С. 110–118.

Шмелева Т. В. Ономастикон российского города. Саарбрюккен : LAP Lambert Academic Publishing, 2014.