2021. Т. 18. №3

Вернуться к содержанию выпуска

Дугаров Баир Сономович
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Улан-Удэ, Россия

Теофорная онимия в «небесном» прологе бурятской «Гэсэриады»

Вопросы ономастики. 2021. Т. 18. № 3. С. 110–122.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2021.18.3.036

Рукопись поступила в редакцию 28.01.2021

Аннотация: Говоря о прецедентах эпической интерпретации религиозной мифологии в мировой фольклорно-мифологической традиции, следует в первую очередь упомянуть известные поэмы Гомера и Гесиода. «Теогонию» последнего из них можно рассматривать как наиболее полный, приведенный в соответствующую систему источник не только по происхождению и генеалогии греческих богов, но и по теофорной онимии олимпийского пантеона на фоне общего мифологического континуума. То же самое в типологическом плане можно сказать и о бурятской «Гэсэриаде», имеющей в каждом из ее вариантов развернутый пролог, в котором в связи с небесным генезисом героя описывается мир высших божеств бурятской мифологии, или тэнгриев (от тюрк.-монг. тэнгри ‘небо, небожитель’), играющих значимую роль в эпическом нарративе. В данном контексте прежде всего обращают на себя внимание имена самих небожителей, общее количество которых в пантеоне достигает символического сакрального числа — 99, из которых, согласно дуалистическому принципу, 55 составляют западные боги, 44 — восточные. В данной статье нами впервые рассматриваются наиболее характерные для пантеона, отражающие его ураническую доминанту и архитектонику теонимы, семантика и этимология которых служат ключом к выяснению мифологической сущности того или иного божества. Например, судя по именам, многочисленный клан представляют грозовые тэнгрии во главе с Хүхэдэй Мэргэном ‘Небесным стрелком’, чье имя отражает статус бога-громовержца. Следует отметить, что многие эпитеты тэнгриев превратились в результате многовековой эволюции в отдельные мифонимы. Так, эпитеты алтан ‘золотой’, шара ‘желтый’, дүлэтэ ‘пламенный’ указывают на принадлежность характеризуемых ими персонажей к разряду солярных божеств. Наиболее архаичный пласт имен связан с восточными богами матриархального происхождения, которых сакральная традиция относит к небожителям старшего поколения. Встречаются в пантеоне тюркские имена, восходящие, по всей видимости, к давним временам тюрко-монгольской этнолингвистической общности.

Ключевые слова: теонимы; пролог «Гэсэриады»; эпический пантеон; бурятская мифология; культ неба; тэнгрии; сакральная традиция.

Источники

Абай Гэсэр — Бурятский героический эпос: Абай Гэсэр / зап. текста И. Н. Мадасона ; подгот. тома, пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Уланова. Улан-Удэ : Бур. комплексный НИИ СО АН СССР, 1960.

Абай Гэсэр Богдо хаан — Бурятский героический эпос: Абай Гэсэр Богдо хаан / зап. и сост. Текста С. П. Балдаева ; подгот. тома и вступ. ст. М. И. Тулохонова, Д. Д. Гомбоин. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1995.

Абай Гэсэр-хубун — Бурятский героический эпос: Абай Гэсэр-хубун / зап. текста Ц. Ж. Жацарано ; подгот. тома, пер. и прим. М. П. Хомонова. Улан-Удэ : Бур. комплексный НИИ СО АН СССР, 1961.

 

Исследования

Бертагаев Т. А. Внутренняя реконструкция и этимология слов в алтайских языках // Проблемы общности алтайских языков / отв. ред. О. П. Суник. Л. : Наука, 1971. С. 100–107.

Бертагаев Т. А. Космогонические представления в мифологии монгольских племен // Историко-филологические исследования : сб. ст. памяти акад. Н. И. Конрада / отв. ред. Б. Г. Гафуров. М. : Наука, 1974. С. 406–418.

Владимирцов Б. Я. Этнолого-лингвистические исследования в Урге, Ургинском и Кентейском районах // Северная Монголия — II : предварительные отчеты лингвистической и археологической экспедиций о работах, произведенных в 1925 г. Л. : Изд-во АН СССР, 1927. С. 1–42.

Гордлевский В. А. Избранные сочинения. Т. 2. М. : Восточная литература, 1961.

Дугаров Б. С. К сакральной ономастике бурятской Гэсэриады (Хамхир Богдо) // Вестник Бурятского университета. Сер. 6 : Филология. 2004. Вып. 8. С. 3–10.

Дугаров Б. С. Бурятская Гэсэриада: небесный пролог и мир эпических божеств. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2005.

Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М. : Наука, 1990.

Коновалов П. Б. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и средневековье). Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.

Крамер С. Н. Мифология Шумера и Аккада // Мифологии древнего мира / ред. В. А. Якобсон. М. : Наука, 1977. С. 122–160.

Лорд А. Б. Сказитель. М. : Восточная литература, 1994.

Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. М. : Наука, 1978.

Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма. Новосибирск : Наука, 1980.

Невелева С. Ю. Мифология древнеиндийского эпоса (пантеон). М. : Наука, 1975.

Неклюдов С. Ю. Проблемы исторической эволюции монгольской мифологии // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока / ред. Е. А. Серебряков, О. Л. Фишман, М. Е. Шнейдер. М. : Восточная литература, 1978. С. 232–239.

Неклюдов С. Ю. Заметки о мифологической и фольклорно-эпической символике у монгольских народов: символика золота // Etnografia Polska. 1980. T. 24. С. 65–94.

Рабинович Е. Г. Афродита Урания и Афродита Пандемос // Античность и Византия / отв. ред. Л. А. Фрейберг. М. : Наука, 1975. С. 306–318.

Рабинович Е. Г. Боги Греции // Гомеровы гимны / пер. вступ. ст., предисл. и прим. Е. Рабинович. М. : Carte Blanche, 1995. С. 3–31.

Топоров В. Н. Об «эктропическом» пространстве поэзии (поэт и текст в их единстве) // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста / под ред. В. П. Нерознака. М. : Academia, 1997. С. 213–226.

Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра: период античной литературы. Л. : Гослитиздат, 1936.

Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М. : Наука, 1978.

Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Т. 1. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1958.

Хюбнер К. Истина мифа. М. : Республика, 1996.