2021. Т. 18. №2
Вернуться к содержанию выпуска
Дмитриева Анастасия Валерьевна Прецедентные имена в российской политической рекламе: репрезентация ценностных эталонов и культурных символов
Вопросы ономастики. 2021. Т. 18. № 2. С. 177–195. Рукопись поступила в редакцию 14.04.2021 Аннотация: В статье рассматриваются особенности функционирования прецедентных имен собственных в качестве универсальных ценностных эталонов и культурных символов в текстах российской политической рекламы. Отмечается, что аксиологический аспект лежит в основе прагматического воздействия политической рекламы на целевую аудиторию. Материалом исследования послужили тексты политической рекламы, выпущенные в ходе президентских и парламентских кампаний в России в 1993–2018 гг. Автор разграничивает понятия «эталон» и «символ» как способы передачи ценностных смыслов. В первом случае ключевую роль играет коннотативное употребление имен собственных и «шкальность» оценок. Во втором случае имеет место как денотативное, так и коннотативное употребление прецедентных онимов, а «шкальность» оценок не является обязательной. Кроме того, имена-символы, в отличие от эталонов, выражают какую-либо идею косвенно, а не напрямую. Прецедентные имена с ценностными смыслами актуализируются в текстах не только вербально, но и с помощью прецедентных визуальных феноменов, ассоциативно связанных с ономастическими единицами. Немалую роль в формировании ценностных коннотаций играет также контекст употребления имен собственных. В результате исследования были выделены следующие аксиологические категории, представленные прецедентными именами и невербальными знаками: эталоны героя, героизма / подвига, творца, ученого, положительных качеств характера и красоты; символы героизма / подвига, патриотизма, русской культуры и искусства. Показано, что шире всего репрезентированы в текстах российской политической рекламы имена собственные, связанные с последними тремя из перечисленных ценностей. Особую роль в указанных рекламных произведениях играют онимы, ассоциирующиеся с Великой Отечественной войной и освоением космоса, а также имена, транслирующие православные ценности. Ключевые слова: прецедентное имя собственное, прецедентный знак, прецедентный визуальный феномен, ценностный эталон, символ культуры, поликодовый текст, политическая реклама. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-312-90025. Источники Борис Федоров — Политическая реклама. Борис Федоров. «Вперед, Россия!». 1995. URL: https://www.youtube.com/watch?v=kAqJERPrkFU (дата обращения: 12.01.2021). Владимир Жириновский — ЛДПР. Владимир Жириновский — кандидат в Президенты Российской Федерации : брошюра. М. : Изд. ЛДПР, 2008 // Пермский государственный архив социально-политической истории. URL: https://www.permgaspi.ru/politads/doc/1423 (дата обращения: 15.12.2020). Все позиции : брошюра. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Изд. ЛДПР, 2007 // Пермский государственный архив социально-политической истории. URL: https://www.permgaspi.ru/politads/doc/1410 (дата обращения: 17.01.2021). Выборы–2016 — Рекламные ролики партий. URL: https://www.youtube.com/watch?v=9MBMqFyyBqQ (дата обращения: 15.12.2020). Геннадий Зюганов — Политическая реклама. Нарезка. Г. Зюганов. 2008. URL: https://www.youtube.com/watch?v=AkVJm_V0-Y0 (дата обращения: 23.02.2021). Голосуй или проиграешь (1996): Прекрасное или ужасное. URL: https://www.youtube.com/watch?v=9CPuvtbwTzg (дата обращения: 23.02.2021). Жириновский, 2018 — Политическая реклама. В. Жириновский. Россия. 2018. О русском языке. URL: https://www.youtube.com/watch?v=dxJAbdqpsPU (дата обращения: 26.01.2021). Лебедев С. А. Философия науки : словарь основных терминов. М. : Академический проект, 2004. URL: https://terme.ru/slovari/filosofija-nauki-slovar-osnovnyh-terminov.html (дата обращения: 04.04.2021). Максим Сурайкин — Предвыборный ролик Максима Сурайкина. URL: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=sB5WaRhRv3A (дата обращения: 26.01.2021). Максим Сурайкин — наш кандидат и президент! URL: https://www.youtube.com/watch?v=zag-VRlkB-0 (дата обращения: 26.01.2021). На выборы с КПРФ : листовка // Пермский государственный архив социально-политической истории. URL: https://www.permgaspi.ru/politads/doc/1295 (дата обращения: 15.12.2020). О Зюганове — Мальцев В. А. О Зюганове Геннадии Андреевиче : письмо в поддержку кандидата // Пермский государственный архив социально-политической истории. URL: https://www.permgaspi.ru/politads/doc/1281 (дата обращения: 15.12.2020). Почему я голосую за Путина — Башмет Ю. Почему я голосую за Путина. URL: https://www.youtube.com/watch?v=IdrFCmb0KxA (дата обращения: 08.01.2021). Предвыборные ролики Путина. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Sp9WXMeWpWY (дата обращения: 26.12.2020). Русские, жестче взгляд! : брошюра. М. : Изд. ЛДПР, 2011 // Пермский государственный архив социально-политической истории. URL : https://www.permgaspi.ru/politads/doc/1746 (дата обращения: 18.01.2021). Русский набат : брошюра. М. : Изд. ЛДПР, 2011 // Пермский государственный архив социально-политической истории. URL: https://www.permgaspi.ru/politads/doc/1745 (дата обращения: 18.01.2021). Слово к молодежи : брошюра. М. : [б. и.], 1996 // Пермский государственный архив социально-политической истории. URL: https://www.permgaspi.ru/politads/doc/1249 (дата обращения: 15.12.2020). Справедливая Россия : информ. бюллетень. Волгодонск : Рус-медиа. Волгодонск, 2011 // Пермский государственный архив социально-политической истории. URL: https://www.permgaspi.ru/politads/doc/1741 (дата обращения: 18.01.2021). Успокою всех! Программа кандидата в Президенты России В. В. Жириновского. М. : ЛДПР, 2008 // Пермский государственный архив социально-политической истории. URL: https://www.permgaspi.ru/politads/doc/1424 (дата обращения: 15.12.2020). Философия : энцикл. словарь / под ред. А. А. Ивина. М. : Гардарики, 2004. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/encyclopedic/articles/1138/simvo... (дата обращения: 10.04.2021). Экономика для народа : брошюра. М. : ЛДПР, 2007 // Пермский государственный архив социально-политической истории. URL: https://www.permgaspi.ru/politads/doc/1409 (дата обращения: 16.01.2021). Исследования Блинова Ю. А. Прецедентные агионимы как средства вербализации концепта ВЕРА / НЕВЕРИЕ в новейшем немецкоязычном романе // Вестник Самарского университета. История, Педагогика, Филология. 2020. № 26 (4). С. 115–122. http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-1-155-160 Будаев Э. В. Кино как сфера-источник прецедентных имен в СМИ Великобритании (2010–2019 гг.) // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2020. № 6 (3). С. 72–84. http://doi.org/10.18413/2313-8912-2020-6-3-0-6 Голомидова М. В. Искусственная номинация в русской ономастике. Екатеринбург : УрГПУ, 1998. Горохова Д. В. Динамика содержания и номенклатуры прецедентных имен в языковом сознании носителей русской лингвокультуры : дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. М., 2019. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М. : Гнозис, 2003. Захаренко И. В., Красных В. В., Гудков Д. Б., Багаева Д. В. Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 1 / под общ. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М. : Филология, 1997. С. 82–103. Кононова Т. Л. Прецедентное имя «Троцкий» в российских СМИ // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2020. № 3 (38). С. 115–122. Косиченко Е. Ф. Прецедентное имя как средство выражения субъективной оценки : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Моск. гос. лингв. ун-т. М., 2006. Косиченко Е. Ф. Имя-символ в семиологическом и лингвокультурологическом рассмотрении // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Сер. «Языкознание». 2012. № 19 (652). С. 124–134. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология : курс лекций. М. : Гнозис, 2002. Кремнева А. В. Прецедентное имя как синкретный семиотический знак и его культурная обусловленность // Вопросы когнитивной лингвистики. 2019. № 4. С. 46–53. http://doi.org/10.20916/1812-3228-2019-4-46-53 Кушнерук С. Л. Сопоставительное исследование прецедентных имен в российской и американской рекламе : дис. … канд. филол. наук : 10.02.20 / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. Мардиева Л. А. Механизмы воздействия прецедентных визуальных феноменов на сознание читателей // Филология и культура. 2012. № 1. С. 42–48. Милостивая А. И. Селебрити как персонаж масс-медийного нарратива (на материале статей о Ким Кардашьян) // Научный диалог. 2017. № 8. С. 84–103. http://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-8-84-103 Нахимова Е. А. Прецедентные онимы в современной массовой коммуникации: теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования. Екатеринбург : Изд-во РГПУ, 2011. Немирова Н. В. Прецедентное имя «Наполеон» в газетном дискурсе // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 396–401. Романова Т. П. «Русское поле» в рекламной номинации // Вопросы ономастики. 2013. № 2 (15). С. 164–173. Селиверстова Е. И. Прецедентное имя в публицистическом тексте: образ Швондера как средство характеристики и оценки // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Теория языка. Семиотика. Семантика». 2019. № 10 (2). С. 402–17. http://doi.org/10.22363/2313-2299-2019-10-2-402-417 Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М. : Academia, 2000. Сорокин Ю. А., Гудков Д. Б., Красных В. В., Вольская Н. П. Феномен прецедентности и прецедентные феномены // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 4 / под общ. ред. В. В. Красных, А. И. Изотова. М. : Диалог-МГУ, 1998. С. 5–33. |