2021. Т. 18. №2

Вернуться к содержанию выпуска

José-Javier Rodríguez-Toro
University of Seville
Seville, Spain

Towards the History of Spanish Compound Anthroponyms with the Preposition de (Based on the 16th Century Baptismal Registers of Seville’s Parishes)

Вопросы ономастики. 2021. Т. 18. № 2. С. 54–66.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2021.18.2.018

Рукопись поступила в редакцию 29.09.2020

Аннотация: Настоящая статья посвящена испанским составным антропонимам с предлогом de (María de la Concepción, Juan de los Santos, Catalina de Santiago и т. п.), извлеченным из приходских книг Севильи XVI в. Изучение этого материала было начато много лет назад патриархом испанской филологии Рамоном Менендесом Пидалем, который исследовал составные имена с посвящением Деве Марии, опираясь преимущественно на источники XVII–XVIII вв. Данная статья продолжает эту тему, но в несколько иной перспективе: в данном случае материал извлекался из приходских книг, предшествующих 1600 г., что позволяет зафиксировать этот тип антропонимов на начальном этапе его бытования. Кроме того, данные извлекались методом сплошной выборки из приходских книг всех церковных приходов Севильи, что, в свою очередь, позволяет делать достоверные количественные выводы. Кроме того, в данном исследовании рассматриваются все имена с предлогом de. Полученный корпус имен содержит два типа составных антропонимов: антропонимы, содержащие посвящение Деве Марии, и антропонимы, содержащие имя святого (например: Fernando de San Pedro, Elvira de San Vicente, Juan de Santo Agustín и т. п.). Исследование показывает, что в XVI в. такие имена были относительно редки: за столетие в Севилье лишь 115 детей получили составное имя с предлогом de, причем в таких именах использовалось лишь 30 посвятительных формул (т. е. элементов типа de San Pedro, de la Concepción и пр.). Имена с посвящением Деве Марии обнаруживаются почти в два раза чаще составных имен, посвященных святым. Последние, впрочем, позволяют видеть влияние церковного календаря на выбор имени: в подавляющем большинстве случаев ребенок получал крещение либо непосредственно в день памяти соответствующего святого, либо на несколько дней раньше или позже этой даты (все отклонения от этой практики обсуждаются в статье). Исследованные данные также показывают, что в XVI в. составные антропонимы с предлогом de были в первую очередь характерны для представителей низших социальных групп, в частности для рабов и брошенных детей, в этом случае посвятительная формула, следовавшая за предлогом de, служила своеобразным субститутом отсутствующей фамилии.

Ключевые слова: история испанского языка, антропонимия, личное имя, составное имя, приходские книги, Севилья, культ Девы Марии, католический календарь.

Литература

Bahr, C. & Hernández Arocha, H. (2018). ¿Tienen significado los nombres propios? Una aproximación al debate inconcluso en torno a la semántica y (difusa) categorización de nombres propios y comunes [Do Proper Names Have Meaning? An Approach to the Unfinished Debate on the Semantics and (Diffuse) Distinction between Proper and Common Names]. Zeitschrift für romanische Philologie, 134(2), 329–348. https://doi.org/10.1515/zrp-2018-0022

Billy, P.-H. (2014). Names of Abandoned Children: Formation Patterns. In O. Felecan, & D. Felecan (Eds.), Unconventional Anthroponyms: Formation Patterns and Discursive Function (pp. 56–76). Cambridge: Cambridge Scholars Publishing.

Billy, P.-H. (2017). Les fêtes et temps liturgiques dans les noms des enfants abandonnés ou trouvés, en France au XVIIIe siècle. In E. Ramos, & A. Ros (Eds.), Onomástica, lengua e historia. Estudios en honor de Ricardo Ciérbide [Onomastics, Language and History. Studies in Honour of Ricardo Ciérbide] (pp. 53–61). Bilbao: Sociedad Vasca de Onomástica.

Boyd-Bowman, P. (1970). Los nombres de pila en México desde 1540 hasta 1950 [First Names in Mexico from 1540 to 1950]. Nueva Revista de Filología Hispánica, 19, 12–48.

Castro, D. (2014). Antroponimia y sociedad. Una aproximación sociohistórica al nombre de persona como fenómeno cultural [Anthroponymy and Society. A Socio-Historical Approach to the Name of a Person as a Cultural Phenomenon]. Pamplona: Universidad Pública de Navarra.

DHNAE — García Gallarín, C. (2014). Diccionario Histórico de Nombres de América y España [Historical Dictionary of American and Spanish Names]. Madrid: Sílex.

Díaz de Martínez, L. Del C. (2003). Onomástica mariana en las actas de bautismo de Humahuaca (Jujuy-Argentina) del siglo XVIII [Marian Onomastics in the Baptismal Certificates of Humahuaca (Jujuy-Argentina) in the 18th century]. In Lexicografía y lexicología en Europa y América: Homenaje a Günter Haensch [Lexicography and Lexicology in Europe and America: A Tribute to Günter Haensch] (pp. 239–247). Madrid: Gredos.

García Gallarín, C. (2009). Variación y cambio antroponímicos: los nombres de persona en el período clásico [Anthroponymic Variation and Change: Personal Names in the Classical Period]. In C. García Gallarín, & K. Cid Abasolo (Eds.), Los nombres de persona en la sociedad y en la literatura de las tres culturas [The Names of People in Society and in the Literature of the Three Cultures] (pp. 71–110). Madrid: Sílex.

García Gallarín, C. (2017a). Antroponimia madrileña del siglo XVII: nombres de pila de los niños abandonados [Anthroponymy of Madrid in 17th Century: First Names of Abandoned Children]. In E. Casanova (Ed.), Onomàstica Romànica: Antroponímia dels expòsits i etimologia toponímica, especialmente de Valéncia [Romance Onomastics: Anthroponymy of Abandoned Children and Toponymic Etymology, Especially of Valencia] (pp. 411–425). Valéncia: Denes.

García Gallarín, C. (2017b). Modelos antroponímicos de los registros bautismales de la Parroquia de San Sebastián (Madrid, 1600–1630) [Anthroponymic Patterns of the Baptismal Records of the Parish of Saint Sebastian (Madrid, 1600–1630)]. In E. Ramos & A. Ros (Eds.), Onomástica, lengua e historia. Estudios en honor de Ricardo Ciérbide [Onomastics, Language and History. Studies in Honour of Ricardo Ciérbide] (pp. 99–114). Bilbao: Sociedad Vasca de Onomástica.

Lončar, I. (2013). Osobitosti španjolske antroponimije: marjanska imena [Spanish Anthroponymic System: Female Names Inspired by the Marian Cult]. Folia Onomastica Croatica, 22, 121–145.

Menéndez Pidal, R. (1965). Onomástica inspirada en el culto mariánico [Onomastics Inspired by the Marian Cult]. Cuadernos del idioma. Publicados por la Fundación Pedro de Mendoza, 1, 9–16.

Menéndez Pidal, R. (2005). Historia de la Lengua Española [History of Spanish Language]. Madrid: Real Academia Española; Fundación Ramón Menéndez Pidal.

Morales Padrón, F. (1982). Los archivos parroquiales de Sevilla [The Parish Archives of Seville]. Sevilla: Real Academia Sevillana de Buenas Letras.

Morales Padrón, F. (1989). Historia de Sevilla. La ciudad del Quinientos [History of Seville. The City of the 16th Century]. Sevilla: Secretariado de Publicaciones de la Universidad de Sevilla.

Morera, M., & Pérez Vigaray, J. M. (2018). El nombre propio desde el punto de vista de la lengua: significación y sentidos [The Proper Name from the Point of View of Language: Meaning and Senses]. In D. García Padrón (Ed.), Desarrollos del nombre propio en español: adjetivos de relación y lexicalizaciones [The Developments of the Proper Names in Spanish: Relational Adjectives and Lexicalizations] (pp. 11–23). Madrid: Arco Libros.

Núñez Roldán, F. (2004). La vida cotidiana en la Sevilla del Siglo de Oro [Daily Life in Golden Age Seville]. Madrid: Sílex.

Rubio Merino, P. (2002). Santoral mozárabe hispalense [Mozarabic Santoral of Seville]. Memoria Ecclesiae, 21, 677–725.