Боброва Мария Владимировна
Институт лингвистических исследований РАН
Санкт-Петербург, Россия
Русинова Ирина Ивановна
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Пермь, Россия
Демононимы в русских мифологических текстах Пермского края
Вопросы ономастики. 2020. Т. 17. № 3. С. 83–103.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2020.17.3.036
Рукопись поступила в редакцию 16.12.2019
Аннотация: В статье рассматриваются демононимы — собственные наименования демонов, функционирующие в мифологических текстах о людях со сверхъестественными свойствами. Источником материала послужили русские мифологические тексты, зафиксированные собирателями в различных районах Пермского края. Проанализированы демононимы, служащие именами духов, внедряемых колдуном в тело жертвы, чтобы вызвать у нее болезнь. Наблюдения указывают на принципиальный характер «очеловечивания» духов болезни (это сюжетообразующий мотив в нарративах о вселенных духах). В мифологических текстах о людях со сверхъестественными свойствами имя собственное выступает как одно из средств создания антропоморфного персонажа, каким является бес — дух болезни. При этом в имени могут актуализироваться различные этнически, социально, культурно, лингвистически значимые аспекты имени. В пермской русской региональной традиции выявлено 67 демононимов. Преобладающая часть имен духов болезни возникла путем перехода антропонимов в разряд демононимов. Особенности формообразования отыменные демононимы генетически унаследовали от соответствующих антропонимов, формальной спецификой не обладают. Функции демононимов аналогичны, но не идентичны функциям антропонимов — номинировать, идентифицировать, дифференцировать. С помощью особого имени демон идентифицируется и дифференцируется в противопоставлении жертве, в тело которой он вселен колдуном, или другому духу, «сожительствующему» с ним. Как следствие, демононимы конкретны, но и дейктичны: они восходят к определенному антропониму, но фактически выступают в функции заместителя имени демона. В конечном итоге собственные имена таких демонов подчиняются «легализующей» функции, которая «узаконивает» существование духов болезни в человеке и проявляется в более частных функциях, соотносимых с антропонимическими. Главной функцией демононимов в мифологических рассказах о вселенном колдуном духе болезни является репрезентация традиционной для славянской культуры оппозиции «свой — чужой».
Ключевые слова: ономастика, антропонимы, демононимы, антропоморфизм, «свое — чужое», мифологические рассказы, Пермский край.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-012-00555 «Мир и человек в зеркале имен собственных (на материале ономастики Пермского края)».
Источники
АС — Словарь говора д. Акчим Красновишерского района Пермской области : в 6 вып. / гл. ред. Ф. Л. Скитова. Пермь : Перм. гос. ун-т, 1984–2011.
Безносикова Л. М., Айбабина Е. А., Коснырева Р. И. Коми-роч кывчукӧр = Коми-русский словарь / отв. ред. Л. М. Безносикова. Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2000.
Дранникова, Разумова, 2009 — Мифологические рассказы Архангельской области / сост. Н. В. Дранникова, И. А. Разумова. М. : ОГИ, 2009.
ЗС — Подюков И. А., Черных А. В., Хоробрых С. В. Земля Соликамская. Традиционная культура, обрядность и фольклор русских Соликамского района. Пермь : Перм. кн. изд-во, 2006.
КБ — Черных А. В. Куединские былички: Мифологические рассказы русских Куединского района Пермской области в конце XIX–XX вв. Пермь : Изд-во ПОНИЦАА, 2004.
СПГ — Словарь пермских говоров : в 2 т. / под ред. А. Н. Борисовой, К. Н. Прокошевой. Пермь : Книжный мир, 2000–2002.
СРГКПО — Копытов Н. Ю., Подюков И. А., Черных А. В. Словарь русских говоров Коми-Пермяцкого округа / науч. ред. И. А. Подюков. Пермь : Изд-во ПОНИЦАА, 2006.
СРНГ — Словарь русских народных говоров / гл. ред. Ф. П. Филин (вып. 1–22) ; Ф. П. Сороколетов (вып. 23–42) ; С. А. Мызников (вып. 43–). М. ; Л. ; СПб. : Наука, 1965–. Вып. 1–.
ФА — фольклорный архив лаборатории теоретической и прикладной фольклористики Пермского государственного национального исследовательского университета.
Четина Е. М., Роготнев И. Ю. Символические реальности Пармы: очерки традиционной культуры Пермского края. Пермь : Перм. гос. ун-т, 2010.
Исследования
Бахматов А. А., Голева Т. Г., Подюков И. А., Черных А. В. Русские в Коми-Пермяцком округе: обрядность и фольклор : материалы и исследования. Пермь : ОТиДО, 2008.
Березович Е. Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2000.
Березович Е. Л. Язык и традиционная культура: Этнолингвистические исследования. М. : Индрик, 2007.
Бондалетов В. Д. Русская ономастика : учеб. пособие. М. : ЛИБРОКОМ, 2012.
Виноградова Л. Н. Полесская народная демонология на фоне восточнославянских данных // Восточнославянский этнолингвистический сборник : исследования и материалы / отв. ред. А. А. Плотникова. М. : Индрик, 2001. С. 10–49.
Виноградова Л. Н. Антропонимический код в украинской демонимии // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 2. С. 69–84. DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.2.015
Голева Т. Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков. СПб. : Маматов, 2011.
Ермаченко М. Н. Семантико-грамматические особенности имен собственных (на материале французского языка) : автореф. дис. … канд. филол. наук / Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. Мориса Тореза. М., 1970.
Журавлев А. Ф. Фонетика бесовской речи (на восточнославянском материале) // Ethnolinguistica Slavica. К 90-летию академика Никиты Ильича Толстого / отв. ред. С. М. Толстая. М. : Индрик, 2013. С. 344–362.
Зверева Ю. В. Собирательные существительные, называющие детей, в пермских говорах // Живая речь Пермского края в синхронии и диахронии : материалы и исследования / отв. ред. И. И. Русинова : в 2 ч. Пермь : Перм. ун-т, 2007. Ч. 2. C. 181–188.
Зверева Ю. В. Наименования детей в русских говорах (на материале пермских говоров) // “Slowa, slowa, slowa…” w komunikacii jezykowej / pod red. M. Grabskiej. Gdańsk : Fundacja Rozwoju Uniwersytetu Gdańskiego, 2011. S. 55–62.
Зверева Ю. В. Наименования детей, образованные с помощью метафорического переноса, в пермских говорах // Лексический атлас русских народных говоров (Материалы и исследования) — 2013 / отв. ред. А. С. Герд. СПб. : Нестор-История, 2013. С. 203–212.
Криничная Н. А. Русская мифология: Мир образов фольклора. М. : Гаудеамус, 2004.
Неклюдов С. Ю. Какого роста демоны? // In Umbra: Демонология как семиотическая система : Альманах. Вып. 1 / отв. ред. и сост. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. М. : РГГУ, 2012. С. 85–122.
Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. 2-е изд. М. : Русский язык, 1980.
Подюков И. А. Мифопоэтический аспект промысловой традиции Прикамья // Вестник ПГГПУ. Сер. 3. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1. С. 85–95.
Раденкович Л. Личные имена мифологических существ // Ethnolinguistica Slavica. К 90-летию академика Никиты Ильича Толстого / отв. ред. С. М. Толстая. М. : Индрик, 2013. С. 59–72.
Раденковиħ Љ. О личним именима митолошких биħа у неким словенским клетвама и фразеологиjи // Poznańskie Studia Slawistyczne. 2012. № 3 : Zaklęcie, zamówienie, zażegnanie. Magiczna moc słów w folklorze słowiańskim. S. 145–158.
Русинова И. И. Еще раз об облике бесовском. Статья 1 (на материале мифологических рассказов Пермского края) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010а. Вып. 3 (9). С. 18–25.
Русинова И. И. Еще раз об облике бесовском. Статья 2 (на материале мифологических рассказов Пермского края) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010б. Вып. 6 (12). С. 13–17.
Русинова И. И. Языковой образ нечистой силы, связанной с колдуном (на материале лексики говоров и мифологических рассказов Пермского края) // Традиционная культура Пермского края в зеркале лексики и фразеологии / под общ. ред. И. И. Русиновой. Пермь : ПГНИУ, 2014. С. 247–281.
Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. М. : ЛИБРОКОМ, 2012.
Суперанская А. В., Суслова А. В. О русских именах. СПб. : Азбука, 2010.
Толстая С. М., Толстой Н. И. Имя в контексте народной культуры // Проблемы славянского языкознания. Три доклада к XII Международному съезду славистов / отв. ред. С. М. Толстая. М. : Индрик, 1998. С. 88–125.
Усачева В. В. Магия слова и действия в народной культуре славян. М. : Ин-т славяноведения РАН, 2008.
Христофорова О. Б. Икота: мифологический персонаж в локальной традиции. М. : РГГУ, 2013.
Христофорова О. Б. Одержимость в русской деревне. М. : Неолит, 2016.
Черепанова О. А. Девы-трясавицы, Иродовы дочери (типология и генезис названий лихорадок в заговорах и народной речи) // Черепанова О. А. Культурная память в древнем и новом слове : исследования и очерки. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2005. С. 17–29.
Четина Е. М., Роготнев И. Ю. Символические реальности Пармы: очерки традиционной культуры Пермского края. Пермь : Перм. гос. ун-т, 2010.
Щетинин Л. М. Историческая динамика употребления русских личных имен на территории бывшей Области войска донского и Ростовской области за 1612–1965 годы // Антропонимика / ред. В. А. Никонов, А. В. Суперанская. М. : Наука, 1970. С. 248–251.
Юдин А. В. Ономастикон восточнославянских загадок. М. : ОГИ, 2007.
|