2019. Т. 16. №2

Вернуться к содержанию выпуска

Виноградова Людмила Николаевна
Институт славяноведения РАН
Москва, Россия

Антропонимический код в украинской демонимии

Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 2. С. 69–84.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.2.015

Рукопись поступила в редакцию 17.08.2018

Аннотация: Предметом анализа в настоящем исследовании избираются антропонимы, используемые для обозначения черта и включенные в тексты карпатоукраинской народной мифологической прозы. В восточнославянской демонологии в целом такие случаи, когда имя собственное выступает в качестве названия черта (ср. термин антúпка), являются редкостью, тогда как в поверьях и быличках украинских Карпат наблюдается неожиданное «сгущение» подобных номинаций: в бойковских и гуцульских говорах эвфемистической заменой слова «черт» служат следующие мужские имена: антипко, олекса, юрко, панько, андрей, андрейко, антось, мiлько, микита, михасько, федьó, фéдько, петрусь, юзик, iваньцо и др. Все они относятся к такой разновидности чертей, которая в славянской демонологической системе образует класс духов-обогатителей, их происхождение связано с душами умерших некрещеных детей (т. е. не прошедших через обряд имянаречения). География распространения указанных украинских антропонимических названий черта совпадает с территорией бытования мифологических представлений о том, что тайно похороненные выкидыши или погубленные незаконнорожденные дети могут превратиться в нечистую силу, если их не окрестить и не наделить именем. Поэтому считалось необходимым при встрече с летающими по ночам загубленными детскими душами называть их мужскими или женскими именами (например, Адам — Ева) — это облегчило бы им переход на тот свет. Можно предположить, что отмеченная для карпатоукраинской мифологии традиция называть черта мужскими именами связана с обычаем символического имянаречения душ умерших детей ради того, чтобы они смогли обрести покой на том свете, ибо в противном случае безымянные души по прошествии 7–12 лет якобы превращаются в злых духов. Устойчивая для всех вариантов уменьшительно-ласкательная форма этих антропонимов позволяет восстановить их первичное употребление по отношению к грудным младенцам. Попытке объяснить причины именно такой (карпатоукраинской) локализации многочисленных антропонимов в роли демонологических терминов посвящается настоящая статья.

Ключевые слова: антропонимы, эвфемизмы, имя, народная демонология, некрещеные дети, ритуал имянаречения, магия.

Источники

Азадовский М. Заговоры амурских казаков // Живая старина. 1914. Вып. 3–4. Прил. № 1. С. 5–15.

Гнатюк В. Знадоби до української демонольогії // Етнографiчний збiрник. 1912б. Т. 33.

ГС — Хобзей Н., Ястремська Т., Сiмович О., Дидик-Меуш Г. Гуцульськi свiти. Лексикон / отв. ред. Н. Хобзей. Львiв : Iн-т українознавства iм. I. Крип’якевича НАНУ, 2013.

Даль В. Пословицы русского народа : в 2 т. М. : Худож. лит., 1984.

Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ. М., 1878. Ч. 2 // Изв. О-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 30 : Тр. этногр. отдела. Кн. 5. Вып. 2.

КА — Карпатский архив Отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН (Москва).

НДП 2012 — Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80–90-х гг. XX века. Т. 2 : Демонологизация умерших людей / сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2012.

Онищук А. Матерiяли до гуцульської демонольогії // Матерiяли до українсько-руської етнольогії. 1909. Т. 11. Ч. 2. С. 1–139.

ПА — Полесский архив Отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН (Москва).

ПЗ — Полесские заговоры (в записях 1970–1990-х гг.) / сост., подгот. текстов и коммент. Т. А. Агапкиной, Е. Е. Левкиевской, А. Л. Топоркова. М. : Индрик, 2003.

СРНГ — Словарь русских народных говоров / гл. ред. Ф. П. Филин (вып. 1–22) ; Ф. П. Сороколетов (вып. 23–42) ; С. А. Мызников (вып. 43–). М. ; Л. ; СПб. : Наука, 1965–. Вып. 1–.

СУМ — Словарь української мови : у 4 т. / за ред. Б. Грiнченка. Київ : [б. и.], 1907–1909.

Исследования

Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2007–. Вып. 1–.

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу : в 3 т. М. : Индрик, 1994.

Белова О. В., Петрухин В. Я. Фольклор и книжность: миф и исторические реалии. М. : Наука, 2008.

Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М. : Искусство, 1971.

Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М. : Индрик, 2000.

Власова М. Н. Русские суеверия : энциклопедический словарь. СПб. : Азбука, 1998.

Войтович Н. Народна демонологiя Бойкiвщини. Львiв : Сполом, 2015.

Галайчук В. Уявлення про домашнiх духiв у селi Пороги Богородчанського району Iвано-Франкiвської областi (за польовими матерiалами) // Вiсник Львiвського унiверситету iм. Iвана Франка. Сер. iсторична. 2005. Вип. 39–40. С. 456–485.

Галайчук В. Традицiйнi уявлення про домовика на iсторико-етнографiчнiй Волинi // Вiсник Львiвського унiверситету iм. Iвана Франка. Сер. iсторична. 2013. Вип. 48. С. 343–382.

Галайчук В. Українська мiфологiя. Харкiв : Клуб сiмейного дозвiлля, 2016.

Галайчук В. Традицiйнi уявлення про домашнiх духiв на Покуттi (на матерiалах з Городенкiвського району Iвано-Франкiвської областi) // Народознавчi зошити. 2017. № 2. С. 341–354.

Гнатюк В. Похороннi звичаї й обряди // Етнографiчний збiрник. 1912а. Т. 31–32. С. 203–424.

Гнатюк В. Нарис українскої мiфологиї. Львiв : Iнститут народознавства НАНУ, 2000.

Гуцульщина. Iсторико-етнографiчне дослiдження / П. Арсенич, М. Базак, З. Болтарович та ін. Київ : Наукова думка, 1987.

Зубов Н. И. Этимологические проблемы мифонима «антипка» // Русская ономастика : сб. науч. тр. / отв. ред. Ю. А. Карпенко. Одесса : Изд-во Одесского гос. ун-та, 1984. С. 53–57.

Кравченко В. Звичаї в селі Забрiддi Житомiрського повiту на Волинi. Етнографiчнi материiали. Житомiр : Робітник, 1920.

Кравчук Р. В. [Рец. на] : JBRudnyckyj. An etymological dictionary of the Ukrainian language. Winnipeg, 1966 // Вопросы языкознания. 1968. № 4. С. 117–134.

Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явление русской народной жизни. Новгород : Губернская Тип., 1900.

Левкиевская Е. Е. Славянские представления о способах коммуникации между тем и этим светом // Концепт движения в языке и культуре / отв. ред. Т. А. Агапкина. М. : Индрик, 1996. С. 185–212.

Левкиевская Е. Е. Дух-обогатитель // Славянские древности : энциклопедический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 2. М. : Международные отношения, 1999. С. 147–150.

Левкович Н. Народна демонологiя Бойкiвщини (Сколiвський район Львiвської областi) // Мiфологiя i фольклор. Загальноукраїнський науково-освiтнiй журнал. Львiв, 2009. № 1 (2). С. 85–92.

Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М. : Наука, 1993.

Плотникова А. А. Народная мифология в закарпатской Верховине // Славянский и балканский фольклор: Виноградье. К юбилею Людмилы Николаевны Виноградовой / отв. ред. А. В. Гура. М. : Индрик, 2011. С. 141–148.

Радович Р. Звичаї та обряди, пов’язанi iз спорудженням житла на заходi Галицької Бойкiвщини (за матерiалами Туркiвського та Cтаросамбiрського р-нiв) // Народознавчi зошити. 2008. № 3–4. С. 253–271.

Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные» преступления в России XVIII века. М. : Индрик, 2003.

Толстая С. М. Имя // Славянские древности : этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 2. М. : Международные отношения, 1999. С. 408–413.

Толстой Н. И., Толстая С. М. Имя в контексте народной культуры // Проблемы славянского языкознания. Три доклада к XII Междунар. съезду славистов / ред. Н. Волочаева. М. : Ин-т славяноведения РАН, 1998. С. 88–125.

Хобзей Н. Гуцульска мiфологiя : етнолiнгвiстичний словник. Львiв : Iнститут українознавства iм.  I. Крип’якевича НАНУ, 2002.

Христофорова О. Б. Икота: Мифологический персонаж в локальной традиции. М. : РГГУ, 2013.

Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л. : Изд-во ЛГУ, 1983.

Черепанова О. А. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.

Шухевич В. Гуцульщина: фізіографічний, етнольогічний i статистичний огляд : у 5 т. Львів : Наукове товариство ім. Шевченка, 1889–1908.

Юдин А. В. Ономастикон русских заговоров. Имена собственные в русском магическом фольклоре. М. : МОНФ, 1997.

Dźwigoł R. Polskie ludowe słownictwo mitologiczne. Kraków : Wydawnictwo Naukowe Akademii Pedagogicznej, 2004.

Pełka LJ. Polska demonologia ludowa. Warszawa : Iskry, 1987.