2019. Т. 16. №1

Вернуться к содержанию выпуска

Ойноткинова Надежда Романовна
Институт филологии СО РАН
Новосибирск, Россия

О происхождении некоторых теонимов шаманского пантеона алтайцев

Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 1. С. 200–212.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.1.011

Рукопись поступила в редакцию 13.01.2018

Аннотация: В статье впервые рассматриваются теонимы — собственные имена божеств шаманского пантеона алтайцев, образно называемых «железноголовыми черными парнями»: Темир-каан, Кöмÿр-каан, Кöö-каан, Керей-каан, Падыш-Керей, Пий Маатыр (Бай Маатыр). Выяcнение их происхождения, признаков и функций необходимо для построения словарных дефиниций в этнолингвистическом или лингвокультурологическом словарях, дающих наиболее сжатое, информативное толкование имени божества. Материалом для исследования послужили опубликованные и архивные шаманские тексты тюркских этносов Южной Сибири. Автор выделяет два важных экстралингвистических фактора, оказавших влияние на появление этих собственных имен, — это мифологизация природных объектов и мифологизация исторических личностей. Во внутренней форме теонимов Темир-каан (от темир ‘железо, железный’, кaaн ‘хан’), Кöмÿр-каан (от кöмÿр ‘уголь, угольный’) и Кöö-каан (от кöö ‘сажа’) содержатся мотивировочные признаки объектов подземного мира — «темный, черный», «крепкий, железный», проявившиеся в результате онимизации. Эти теонимы имеют прозрачную внутреннюю форму и сохраняют мотивационную связь с производящими апеллятивами. Данный принцип номинации божеств несет в себе отзвуки архаичных мифов и обожествления металла, железа, из которых изготовлялись различные орудия труда и боевое снаряжение. К образам божеств подземного мира в шаманских текстах алтайцев можно найти параллели в эпосе и мифологии разных народов, в частности мотив рождения героя из железа, стали или камня. В основе образования некоторых теонимов также лежит принцип обожествления исторических личностей, ханов, сыгравших важную роль в истории тюркских народов. Так, теонимы Керей-каан, Темир-каан, Пий Маатыр вполне могли возникнуть в результате трансонимизации, т. е. перехода из разряда имен собственных в разряд теонимов.

Ключевые слова: ономастика, теонимы, мифонимы, шаманский пантеон алтайцев, шаманизм

Источники

Катанов Н. Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. Тексты, собранные и переведенные Н. Ф. Катановым // Образцы народной литературы, изданные В. В. Радловым. Ч. 9. СПб. : [б. и.], 1907.

Маадай-Кара Алтайский героический эпос: Маадай-Кара / зап. текста, пер. и прил. С. С. Суразакова ; подгот. тома и вступ. ст. И. В. Пухова. М. : Наука, 1973.

МА Э — Архив Музея археологии и этнографии РАН (г. Санкт-Петербург).

СААН ТЯ Cловарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка / cост. протоирей В. Вербицкий. Казань : Тип. В. М. Ключникова, 1884.

ТОКМ — Архив Томского областного краеведческого музея (г. Томск).

Хунан-Кара — Тувинские героические сказания: Хунан-Кара, Богтуг-Кириш, Бора-Шэлей / сост. С. М. Орус-оол ; подгот. тувинских текстов под ред. Д. А. Монгуша ; пер., коммент. к пер. А. В. Кудиярова. Новосибирск : Наука, 1997. С. 54297.

Исследования

Абусеитова М. Х. Казахское ханство во второй половине XVI века. Алма-Ата : Наука, 1985.

Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири // Этнография и фольклор народов Сибири / отв. ред. Е. Н. Кузьмина. Новосибирск : Наука, 2008. С. 215–400.

Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910–1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии / предисл. С. Е. Малова. Л. : Изд-во РАН, 1924.

Ардзинба В. Г. Нартский сюжет о рождении героя из камня // Ардзинба В. Г. Собрание трудов : в 3 т. М. : Ин-т востоковедения РАН, 2015. Т. 3 : Кавказские мифы, языки, этносы. С. 1182.

Босворт К. Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии / пер. с англ. П. А. Грязновича. М. : Наука, 1971.

Дьяконов И. М. Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») / пер. с аккад. И. М. Дьяконова. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1961.

Дьяконова В. П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). Горно-Алтайск : Юч-Сюмер, 2001.

Дюмезиль Ж. Осетинские эпос и мифология. М. : Наука, 1976.

Иванов Вяч. Вс. Кузнец // Мифы народов мира. Энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М. : Сов. энциклопедия, 1987. Т. 2. С. 21–22.

Каруновская Л. Э. Представления алтайцев о Вселенной: материалы к алтайскому шаманству // Сов. этнография. 1935. № 4–5. С. 160–183.

Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М. : Наука, 1965.

Муйтуева В. А. Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев. Горно-Алтайск : Тип. Г. Г. Высоцкой, 2004.

Сагалаев А. М. Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. Новосибирск : Наука, 1984.

Соловьев А. И. Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. Новосибирск : ИНФОЛИО-пресс, 2003.

Суперанская А. В., Сталтмане В. Э., Подольская Н. В., Султано А. Х. Теория и методика ономастических исследований / отв. ред. А. П. Непокупный. 2-е изд. М. : ЛКИ, 2007.

Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 1 : Теория и некоторые частные ее приложения. М. : Языки славянской культуры, 2004.

Функ Д. А. Материалы А. В. Анохина по шорскому шаманизму // Шаманизм и ранние религиозные представления. К 90-летию д-ра ист. наук, проф. Л. П. Потапова : сб. ст. / отв. ред. Д. А. Функ. М. : ИЭА РАН, 1995. С. 180–206.

Функ Д. А. Миры шаманов и сказителей: Комплексное исследование телеутских и шорских материалов. М. : ИЭА РАН : Наука, 2005.

Хазиева-Демирбаш Г. С. Татарские личные имена в этнокультурном пространстве в сравнении с другими тюркскими антропонимами : дис. … д-ра филол. наук / АН РТ. Казань, 2017.

Хисамитдинова Ф. Г. Металл и металлические предметы в башкирской мифологии // Вестн. истории, литературы, искусства. 2015. Т. 10. С. 151–168.

Хисамитдинова Ф. Г. Мифологическая лексика башкирского языка (в этнолингвистическом освещении). Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН, 2016.

ЭСТЯ — Этимологический словарь тюркских языков / сост. Э. В. Севортян, Л. С. Левитская, А. В. Дыбо, В. И. Рассадин. М. : Наука, 1974–. Т. 1–.

Ямаева Е. Е. Указатель персонажей алтайской мифологии. Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2007.