2017. T. 14. №3

Вернуться к содержанию выпуска

Хазиева-Демирбаш Гузалия Сайфулловна
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова
Академии наук Республики Татарстан
Казань, Россия

Лечебно-защитные личные имена в традиционной татарской культуре

Вопросы ономастики. 2017. Т. 14. № 3. С. 72–83.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2017.14.3.023

Рукопись поступила в редакцию 20.06.2017

Аннотация: В статье рассматриваются характерные для татарской культуры личные имена, направленные на защиту детей от болезней, невзгод, смерти. Опираясь на фольклорно-этнографические материалы, автор выделяет в этом антропонимическом корпусе два основных типа: имена, не предполагающие проведения обряда, и имена, исторически связанные с теми или иными обрядовыми действиями. К первому типу в статье отнесены «останавливающие», «защитно-пожелательные» и «отвращающие» («плохие») имена; второй тип представляют антропонимы, связанные с обрядами переименования или продажи ребенка. Как показано автором, в сознании носителей татарского языка имена первого типа нацелены главным образом на то, чтобы «остановить» смерть (Туктамыш, Туктар, Туктасын и т. п. — от глагольной основы тукта- ‘остановись’) или защитить ребенка путем присвоения ему имени с компонентами тимер ‘железо’ (Минтимер, Тимербай), булат ‘сталь’ (Айбулат, Булат, Тимербулат), таш ‘камень’ (Бикташ, Ташбай, Ташлыяр); с целью защиты используются также имена с негативной семантикой (Сасык ‘Вонючий’, Яман ‘Плохой’ и т. п.). В рамках второго типа автор, во-первых, выделяет имена с компонентами мин и кал ‘родинка’: Миңлебулат, Миңлегали, Миңлебикə; Калпикə, Калыстан и др. — исторически подобные имена нередко были связаны с «обрядовым» переименованием ребенка. Во-вторых, к этому же типу отнесены имена, отражающие обряд «продажи»: Сатар ‘Продаст’, Сатубал ‘Купи’, Сатубалды ‘Купил’ и т. п. Как показано в статье, все рассмотренные разновидности татарских лечебно-защитных имен имеют параллели в других тюркских языках, т. е., вероятно, восходят к древнетюркским номинативным моделям.

Ключевые слова: татарский язык, татарская культура, татарские личные имена, антропонимика, лечебно-защитные имена, обряд переименования ребенка, обряд продажи ребенка

Литература

Алишина Х. Ч. Историко-лингвистическое исследование ономастикона сибирских татар (на материале Тюменской области) : автореф. дис. … д-ра филол. наук / Тюмен. гос. ун-т. Казань, 1999.

Байбурин А. К. Нечеловек — человек. Имянаречение // Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб. : Наука, 1993. С. 43–46.

Батыршина Г. Р. Терминология родинного обряда башкир (этнолингвистический анализ) : автореф. дис. … канд. филол. наук / ИИЯЛ УНЦ РАН. Уфа, 2008.

Башкиры — Бикбулатов Н. В., Юсупов P. M., Шитова С. Н., Фатыхова Ф. Ф. Башкиры: этническая история и традиционная культура. Уфа : Башкирская энциклопедия, 2002.

Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М. : Просвещение, 1983.

Гильфанова Ф. Х. Антропонимия тобольских и тюменских татар середины XVIII–XIX вв. (к проблеме этнической истории). Тюмень : Изд-во Тюмен. ун-та, 2005.

ДТС — Древнетюркский словарь / ред. В. М. Наделяев, Д. М. Насилов, Э. Р. Тенишев, А. М. Щербак. Л. : Наука, 1969.

Жанузак Т. Есiмдер сыры. Алмааты : Гилем, 2004.

Жапаров Ш. Адам аттары — эл байлыгы. Бишкек : Текник, 2009.

Кульдеева Г. И. Антропонимическая система современного казахского языка. Казань : ДАС, 2001.

Кусимова Т., Бикколова С. Башкорт исемдəре. Уфа : Китап, 2005.

Махмуд ал-Кашгари. Диван лугат ат-турк (Свод тюркских слов) : в 3 т. / пер. с араб. А. Р. Рустамова ; под ред. И. В. Кормушина ; примеч. И. В. Кормушина, Е. А. Поцелуевского, А. Р. Рустамова. М. : Вост. лит., 2010.

МММ — Милли-мəдəни мирасыбыз : в 7 т. / төз.-мөх-р Э. И. Сафина. Казан : ИЯЛИ, 2010–2016.

Никитина С. Е. Личность и социум. Языковой коллектив и коллективная языковая личность // Никитина С. Е. Человек и социум в народных конфессиональных текстах (лексикографический аспект). М. : Ин-т языкознания РАН, 2009. С. 10–15.

Петров Л. П. Из истории чувашских дохристианских имен // Советская тюркология. 1988. № 4. С. 21–25.

Саттаров Г. Ф. Татар антропонимикасы. Казан : Казан ун-ты нəшр., 1990.

Толстая С. М. Имя // Толстая С. М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе. М. : Индрик, 2008. С. 353–380.

Толстой Н. И. К сравнительному изучению славянской ономастики // Толстой Н. И. Избранные труды. Славянская лексикология и семасиология. М. : Языки русской культуры, 1997. С. 378–407.

Топорова Т. В. Культура в зеркале языка: древнегерманские двучленные имена собственные. М. : Языки русской культуры, 1996.

Фонякова О. И. Имя собственное в художественном тексте. Л. : ЛГУ, 1990.

Хисамитдинова Ф. Г. Лечебная и охранительная магия башкир (тексты). Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009.

Юдин А. В. Ономастикон русских заговоров. Имена собственные в русском магическом фольклоре. М. : МОНФ, 1997.

Һадиев И., Мəрдəнов Р. Мамадыш төбəгенең ташъязма истəлеклəре. Казан : Татар. кит. нəшр., 2015.

Kibar O. Türk Kültüründe Ad Verme: Kişi Adları Üzerine Bir Tasnif Denemesi. Ankarа : Akçağ Basım Yayım Pazarlama A.Ş., 2005.

Kurbanov A. Onomastiğin Esasları. 1–2 Cilt. Ankara : Türk Dil Kurumu, 2014.

Şahin İ. Adbilim (Çerçeve, Terim, Yöntem ve Sınıfl andırmalarıyla). Ankara : Pigem Akademi, 2015.

Ülkütraş Ş. Türkiye Türklerinde Ad Verme İle İlgili Gelenek ve İnançlar // I Uluslararası Türk Folklor Kongresi Bildirileri. IV cilt / ed. B. Atalay. Ankara : Millı̂ Folklor Araştırma Dairesi, 1976. S. 370–383.