2016. Т. 13. №2

Вернуться к содержанию выпуска

Ресеги Каталин
Университет Дебрецена
Дебрецен, Венгрия

Усвоение топонимов при обучении родному языку: из наблюдений над пространственным мышлением детей

Вопросы ономастики. 2016. Т. 13. № 2. C. 7–22 (на англ. яз.).
DOI: 10.15826/vopr_onom.2016.13.2.015

Рукопись поступила в редакцию 12.07.2016

Аннотация: В статье представлен обзор современных исследований в области усвоения имен собственных. Изучение детской речи позволяет сделать вывод о том, что усвоение имен собственных (антропонимов) происходит одновременно с усвоением нарицательных имен. Однако механизмы, объясняющие последующую дифференциацию этих двух групп существительных, до конца не понятны. По сравнению с овладением антропонимами усвоение ребенком топонимов представляется более сложным и длительным процессом. Исследователи, занимающиеся пространственным мышлением, делают акцент на навыках пространственной ориентации, на локализации пространственной информации в мозге, на освоении «пространственного языка», в то же время почти отсутствуют работы о том, как дети осваивают более широкое географическое пространство и как они усваивают топонимию. Автор статьи предпринимает попытку изучить этот процесс в его начальной фазе. В статье описывается развитие топонимикона двоих детей в связи с освоением ими географических терминов и развитием их способности к пространственной ориентации. Наблюдения, сделанные в ходе исследования, позволяют сформулировать предварительные выводы о специфике когнитивных механизмов, обеспечивающих освоение пространственной среды в раннем детском возрасте. Автор приходит к выводу, что значение наиболее ранних топонимов обычно недостаточно генерализовано: дети имеют тенденцию интерпретировать имена городов и улиц, сужая их значение до отдельного здания. Также показано, что в возрасте 2–4 лет в сознании ребенка существует неразрывная связь между локусом и человеком (например, дети ассоциируют какое-либо место с определенным человеком). Подобные семантические отклонения могут быть объяснены тем фактом, что у детей в этом возрасте еще не в полной мере сформированы базовые географические понятия (город, улица и пр.) и что элементы пространства еще не являются для них в полной мере отдельными сущностями.

Ключевые слова: венгерский язык, усвоение языка, усвоение имен собственных, топонимия, пространственное мышление, когнитивная карта, топонимическое знание

Литература

Biel, A. (1986). Children’s Spatial Knowledge of their Home Environment. Children’s Environments Quarterly, 3(4), 2–9.

Budai, B. (2008). A téri tanulás folyamata – a mentális térkép (ki)alakulása [The Process of Spatial Aquisition: The Development of a Mental Map]. A Földrajz Tanítása, 16, 10–17.

Down, R., & Stea, D. (1977). Maps in Mind. London: Harper & Row.

Fenson, L., Dale, P. S., Reznick, S. J., Bates, E., Thal, D. J., & Pethick, S. J. (1994). Variability in Early Communicative Development. Chicago, IL: Society for Research in Child Development.

Gelman, S. A., & Taylor, M. (1984). How Two-Year-Old Children Interpret Proper and Common Names for Unfamiliar Objects. Child Development, 55(4), 1535–1540.

Gopnik, A., Meltzhoff, A. N., & Kuhl, P. K. (2005). Bölcsek a bölcsőben. Hogyan gondolkodnak a kisbabák? [The Scientist in the Crib. How Do Babies Think?]. Budapest: Typotex.

Győrffy E. (2015). A helynévismeretről [On the Toponymic Knowledge]. Magyar Nyelvjárások, 53, 5–33.

Györkő E., Lábadi B., & Beke A. (2012). Téri viszonyok és a nyelvi reprezentáció a koraszülötteknél [Spatial Cognition and Linguistic Representation at Prematures]. Gyógypedagógiai Szemle, 2012/2. Retrieved from http://www.prae.hu/prae/gyosze.php?menu_id=102&jid=39&jaid=574.

Hall, D. G. (1991). Acquiring Proper Nouns for Familiar and Unfamiliar Animate Objects: Two-Year-Olds’ Word-Learning Biases. Child Development, 62(5), 1142–1154. http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-8624.1991.tb01595.x

Hall, D. G. (2009). Proper Names in Early Word Learning: Rethinking a Theoretical Account of Lexical Development. Mind & Language, 24(4), 404–432. http://dx.doi.org/10.1111/j.1468-0017.2009.01368.x

Hall, D. G., Burns, T. C., & Pawluski, J. L. (2003). Input and Word Learning: Caregivers’ Sensitivity to Lexical Category Distinctions. Journal of Child Language, 30, 711–729. http://dx.doi.org/10.1017/S0305000903005749

Hennon, E. A., Hirsh-Pasek, K., Golinkoff, R., Rocroi, C., Arnold, K., & Hollich, G. J. (2002). From Proper Nouns to Categories: Infants Learn How Words Work. International Conference on Infant Studies. Retrieved from http://www.isisweb.org/view/0/brighton2002sun20.html.

Hoffmann, I. (1993). Helynevek nyelvi elemzése. [Linguistic Analisys of Toponyms]. Debrecen: Debreceni Egyetem Magyar Nyelvtudományi Tanszék.

Imai, M., & Haryu, E. (2004). The Nature of Word Learning Biases and Their Roles for Lexical Development: From a Cross-Linguistic Perspective. In D. G. Hall, & S. R. Waxman (Eds.), Weaving a Lexicon (pp. 411–444). Cambridge, MA: MIT Press.

Katz, N., Baker, E., & Macnamara, J. (1974). What Is a Name? A Study of How Children Learn Common and Proper Names. Child Development, 45(2), 469–473.

Landau, B., & Jackendoff, R. (1996). “What” and “Where” in Spatial Language and Spatial Cognition. Behavioral and Brain Science, 16(2), 217–265.

Lynch, K. (1960). The Imagine of the City. Cambridge: The MIT Press.

MacWhinney, B. (2003). A nyelvfejlődés epigenezise. [The Epigenesis of Language Acquisition]. In C. Pléh et al. (Eds.), Kognitív idegtudomány [Cognitive Neurosciences] (pp. 505–527). Budapest: Osiris.

Milner, A. D., & Goodale, M. A. (1997). The Visual Brain in Action. Oxford; New York: Oxford University Press.

Piaget, J., & Inhelder, B. (1967). The Child’s Conception of Space. New York: Norton.

Reszegi, K. (2012a). A mentális térkép és a helynevek [Mental Map and Toponyms]. In J. Navracsics, & D. Szabó (Eds.), Mentális folyamatok a nyelvi feldolgozásban. Pszicholingvisztikai tanulmányok 3. [Mental Procedures in Language Processing. Studies in Psycholinguistics. 3] (pp. 95–100). Budapest: Tinta Könyvkiadó.

Reszegi, K. (2012b). Cognitive Approach to Hungarian Toponymy. Onoma, 47, 367–379.

Reszegi, K. (2015). A névközösség fogalmához [On the Concept of Name Community]. Helynévtörténeti Tanulmányok, 11, 165–176.

Reszegi, K. (2016). Cognitive Description of Multilingual Toponym Pairs. In C. Hough, & D. Izdebska (Eds.), Names and Their Environment. Proceedings of the 25th International Congress of Onomastic Sciences, Glasgow, 25–29 August 2014 (Vol. 2, pp. 88–97). Retrieved from http://www.icos2014.com/wp-content/uploads/icos2014_v2_88.pdf.

Szépe, G. (1970). Kommunikációs és grammatikai megjegyzések a névről. [Communication and Grammatical Notes about Name]. In M. Kázmér, & J. Végh (Eds.), Névtudományi előadások. II. Névtudományi Konferencia 1969. Nyelvtudományi Értekezések 70 [The Second Conference on Onomastics, 1969] (pp. 307–311). Budapest: Akadémiai Kiadó.

Tincoff, R., & Jusczyk, P. W. (1999). Some Beginnings of Word Comprehension in 6-Month-Olds. Psychological Science, 10(2), 172–175. http://dx.doi.org/10.1111/1467-9280.00127

Tincoff, R., & Jusczyk, P. W. (2000). Do 6-Month-Olds Link Sound Patterns of Common Nouns to New Exemplars? (Paper presented at the International Conference on Infant Studies, Brighton, UK).

Tolcsvai, N. G. (2008). A tulajdonnév jelentése [The Meaning of a Proper Name]. In A Bölcskei, & N. I. Császi (Eds.), Név és valóság [Name and Reality] (pp. 30–41). Budapest: Károli Gáspár Református Egyetem Magyar Nyelvtudományi Tanszéke.

Tolman, E. C. (1948). Cognitive Maps in Rats and Men. Psychological Review, 55/4, 189–208. http://dx.doi.org/10.1037/h0061626

Ungerleider, L. G., & Mishkin, M. (1982). Two Cortical Visual Systems. In D. J. Ingle, M. A. Goodale, & R. J. W. Mansfield (Eds.), Analysis of Visual Behavior (pp. 549–586). Cambridge: MIT Press.