2016. T. 13. №1

Вернуться к содержанию выпуска

Шимкевич Николай Валерьевич
Екатеринбург, Россия

Об одном парадоксальном типе собственных имен (на примере названий объектов правового пространства н. п. Горный Щит, г. Екатеринбург)

Вопросы ономастики. 2016. Т. 13. № 1. C. 151–170.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2016.13.1.009

Рукопись поступила в редакцию 07.11.2015

Аннотация: В статье обосновывается существование в ономастическом пространстве особого типа объектов проприальной номинации — объектов правового пространства. Демонстрируется их существенное отличие от эргонимических объектов (деловых объединений людей). Для обозначения соответствующего класса собственных имен предложен термин темонимы, восходящий к др.-греч. θέμις ‘право, закон, обычай’. На базе темонимов, зафиксированных Единым федеральным реестром сведений о фактах деятельности юридических лиц по селу Горный Щит, которое входит в состав Чкаловского района г. Екатеринбурга, рассматривается номинативная ситуация, характерная для этого класса объектов, иллюстрируется практически полное отсутствие функциональной значимости темонимов как имен собственных: они не уникальны, и для идентификации объектов правового пространства существуют более достоверные показатели, позволяющие определить объект более надежно, — индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН ) и основной государственный регистрационный номер (ОГРН). Отсюда ситуация своеобразной «омонимии» среди темонимов, продиктованной в ряде случаев соображениями теневой экономики. Не проявлена у темонимов и привычная для деловой сферы рекламная функция, хотя автор склонен считать, что в узком кругу пользователей она все же реализуется.

Ключевые слова: ономастика, эргонимия, объекты правового пространства, темонимия, номинативная ситуация

Литература

ЕФРСФДЮЛ — Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. 2013–2014 [Электронный ресурс]. URL: http://fedresurs.ru

Захаров А. Организованное преступное сообщество, или Общественно-политический союз «Уралмаш» [Электронный ресурс] // Компромат.Ru. 2001. URL: http://www.compromat.ru/page_11744.htm

Козлов Р. И. Эргоурбонимы как новый разряд городской ономастики : дис. … канд. филол. наук / Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 2000.

Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности : автореф. дис. … д-ра филол. наук / Волг. гос. пед. ун-т. Волгоград, 2004.

Петелин Г., Маетная Е. Австрийцы подозревают владельца сайта Ura.ru в мошенничестве // Известия. 12.10.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/537519#ixzz293fxymrU

Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М. : Наука, 1988.

Шимкевич Н. В. Русская коммерческая эргонимия: прагматический и лингвокультурологический аспекты : дис. … канд. филол. наук / Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 2002.

Putkaradze T. Kartveller (Gürcüler). Рукопись. 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://ru.scribd.com/doc/2158759/Kartveller-Gurculer.