2014 №2 (17)

Вернуться к содержанию выпуска

Голомидова Марина Васильевна
Мясникова Валентина Анатольевна
Уральский федеральный университет
Екатеринбург, Россия

Образ адресата в названиях периодических изданий

Вопросы ономастики. 2014. № 2 (17). C. 112–119

Аннотация: В статье рассматриваются способы представления образа адресата в современных гемеронимах — названиях периодических изданий. Подчеркивается знаковая специфика гемеронимов, используемых для именного маркирования совокупности публикуемых текстов, объединенных единой информационной концепцией и издательской политикой. Отмечается значимость фактора адресата в прагматике номинативной деятельности, нацеленной на изобретение гемеронимов, и тесная связь последних с дискурсом массовой коммуникации. Следуя семиотической концепции Ч. Пирса, авторы рассматривают возможности применения иконического, индексального и символического принципов представления образа адресата в лексическом материале, отбираемом для создания собственных имен периодических изданий. Широкий лингвосемиотический подход позволяет установить разные уровни портретизации целевой аудитории, а также выявить наиболее активно применяемые приемы репрезентации ее характеристик в производных наименованиях. Выведенная в статье общая схема описания конкретизирована применительно к названиям периодических изданий для женской аудитории, что дает возможность уточнить интерпретационно-коммуникативный потенциал иконических, индексальных и символических обозначений, одни из которых способны в большей степени представлять контент СМИ, другие — создавать уникальный имидж изданий. Сделанные в ходе исследования наблюдения могут найти применение в практике нейминга современных средств массовой информации.

Ключевые слова: русский язык, гемероним, образ адресата, целевая аудитория, семиотическая классификация, мотивировочная семантика, прагматика

Литература

Каминская Т. Л. Образ адресата в текстах массовой коммуникации: семантико-прагматическое исследование : автореф. дис. … д-ра филол. наук / С.-Петерб. гос. ун-т. СП б., 2009.

Пирс Ч. Начала прагматизма / пер. с англ., предисл. В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина. СПб. : Лаб. метафиз. исслед. филос. ф-та СПбГУ : Алетейя, 2000.

Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / отв. ред. А. В. Суперанская. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Наука, 1988.

СМА — Социологические методики анализа аудиторий СМИ для эмпирической верификации их аудиторных типологических характеристик [Электронный ресурс]. URL: http://mediaspb.spbu.ru/part6/60.html?wr.

Смеюха В. В. Современные типы женской прессы: соответствие информационным интересам гендерного адресата // Языковые и филологические исследования. 2011. Вып. 1. Т. 3. С. 3–10.

Федосова О. И. Лингвистический статус гемеронима (на материале российских и британских названий СМИ) // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2010. № 5 (49). С. 76–80.