2024. Т. 21. №3

Вернуться к содержанию выпуска

Поляков Дмитрий Кириллович
Институт славяноведения РАН, Москва, Россия

ЛИЧНОЕ ИМЯ КАК МАРКЕР НОВОЙ ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ: МЕЖСЛАВЯНСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ (от национального возрождения XIX в. до современного неоязычества)

Для цитирования
Поляков Д. К. Личное имя как маркер новой знаковой системы: межславянские параллели (от национального возрождения XIX в. до современного неоязычества) // Вопросы ономастики. 2024. Т. 21, № 3. С. 139–155. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2024.21.3.035

Рукопись поступила в редакцию 06.07.2024
Рукопись принята к печати 10.09.2024

Аннотация: В статье рассматриваются независимые друг от друга внутриславянские практики имянаречения в трех различных ситуациях: во времена чешского и словацкого национального возрождения первой половины XIX в., в России и СССР в 1920-е гг. и в современных неоязыческих сообществах разных славянских стран. Несмотря на различия в историческом и культурном контексте, эти ситуации являются типологически вполне сопоставимыми. В каждой из них речь идет о конструировании новой знаковой системы, и новые антропонимы играют в этом конструировании ключевую роль наряду с другими языковыми и внеязыковыми явлениями. Построение новой знаковой системы во всех случаях сопрягалось и с конструированием ее субъекта, носителя соответствующего кода. Во всех трех ситуациях имел место антропонимический бум, массовое создание новых личных имен (неоантропонимов), которые мог бы использовать носитель нового кода. Источником мотивации при имятворчестве в национальном возрождении и в неоязычестве служат традиционные, уже ставшие архаическими славянские модели: славянство рассматривается как высшая ценность, ср. чешские «патриотические имена» 1830-х гг. Pravoslav, Rodomil, Dobromila и др.; имена неоязычников Правдомир, Будислав, Витослав и др. Антропонимические практики раннего Советского Союза, наоборот, ориентированы прежде всего на нетрадиционные модели (например, аббревиацию: Ким, Марклен, Вилена и др.), однако были зафиксированы и новые имена, созданные по славянской модели (Краснослав, Новомир). Таким образом, конструируемые новые антропонимы при всей разности причин обращения к ним основаны на общеславянских, прежде всего двухосновных, моделях, хранимых языковым и культурным сознанием. Использование такой словообразовательной модели в разных номинативных ситуациях говорит о ее континуальности и большом прагматическом потенциале.

Ключевые слова: антропонимия; имянаречение; смена имени; славянские имена; патриотические имена; революционные имена; имена неоязычников; национальное возрождение; романтический национализм

Благодарности
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00365 «Семиотические модели в кросскультурном пространстве: Balcano-Balto-Slavica», https://rscf.ru/project/22-18-00365/.

Источники

Hurban J. M. Ľudovít Štúr. Rozpomienky. Bratislava : Slovenské vydavateľstvo krásnej literatúry, 1959.

Knappová M. Jak se bude jmenovat? Vyd. 2. Praha : Academia, 1984.

Rodnavira — Rodná víra — nejstarší české společenství slovanského pohanství. URL: www.rodnavira.cz (date of access: 01.05.2024).

Исследования

Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М. : Просвещение, 1983.

Дианова Е. В. Эволюция практики имянаречения в первые десятилетия советской власти // История повседневности. 2021. № 1 (17). С. 76–103. https://doi.org/10.35231/25422375_2021_1_76

Душечкина Е. Мессианские тенденции в советской антропонимической практике 1920–1930-х годов // Toronto Slavic Quarterly. 2005. No. 12. URL: https://sites.utoronto.ca/tsq/12/dushechkina12.shtml (дата обращения: 01.05.2024).

Живов В. Язык и революция. Размышления над старой книгой А. М. Селищева // Отечественные записки. 2005. № 2 (23). URL: https://strana-oz.ru/2005/2/yazyk-i-revolyuciyarazmyshleniya-nad-staroy-... (дата обращения: 01.05.2024).

Мельников Г. П. Чешская культура // История культур славянских народов : в 3 т. Т. 2 : От барокко к модерну / отв. ред. Г. П. Мельников. М. : ГАСК, 2005. С. 423–467.

Поляков Д. К. Революционная эпоха и языковой взрыв: русский язык в 1920-е и в 1990-е годы // Категория взрыва и текст славянской культуры / отв. ред. Н. В. Злыднева. М. : Совпадение, 2016. С. 127–136.

Седакова И. А. Новая прагматика архаических моделей: имена неоязычников // Имя: Семантическая аура / отв. ред. Т. М. Николаева. М. : Языки славянских культур, 2007. С. 166–188.

Селищев А. М. Язык революционной эпохи: Из наблюдений над русским языком последних лет. 1917–1926. М. : Работник просвещения, 1928.

Cooper D. Mystifications and Rituals Practices in the Czech National Awakening. Seattle : Univ. of Washington, 2012.

Čilaš Šimpraga A., Brgles B. Imenska osnova bog u hrvatskoj antroponimiji s osobitim osvrtom na osobna imena // Onomastica. 2017. T. 61(1). S. 119–138. http://doi.org./10.17651/ONOMAST.61.1.8

Macura V. Česká vlastenecká jména a jejich „znamenané“ // Slavia. 1980. Č. 3. S. 215–217.

Macura V. Znamení zrodu a české sny / eds. K. Piorecká, M. Vojtková. Praha : Academia, 2015.

Palkovič K. Staršie pokusy o poslovenčenie rodných mien // Kultúra slova. 1970. Č. 5. S. 136–141.

Sršeň L. Čeští vlastenci na portrétech Jozefa Božetěcha Klemense (nově objevená díla) // Sborník Národního muzea v Praze. Řada A — Historie. 2004. Č. 2–4. S. 1–80.

Stępień S. Imiona w radzieckiej rzeczywistości. Nowe życie miało znaleźć odzwierciedlenie nawet w nowych imionach // Rocznik Przemyski. Historia. 2022. Z. 4 (28). S. 173–198. https://doi.org/10.4467/24497347RPH.22.009.16632

Šmilauer V. Úvodem // Kopečný F. Průvodce našimi jmény. 2 vyd. Praha : Academia, 1991. S. 9–35.