2024. Т. 21. №2

Вернуться к содержанию выпуска

Завьялова Мария Вячеславовна
Институт славяноведения РАН, Москва, Россия

ЛИТОВСКИЕ ПЕТРОНИМЫ В МИФОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Для цитирования
Завьялова М. В. Литовские петронимы в мифологическом контексте // Вопросы ономастики. 2024. Т. 21, № 2. С. 172–191. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2024.21.2.021

Рукопись поступила в редакцию 30.04.2024
Рукопись принята к печати 03.06.2024

Аннотация: В статье анализируются имена литовских камней, считающихся священными, и связанные с ними легенды. По данным исследователей, в Литве насчитывается примерно 500 подобных камней. Народные верования связывают многие такие камни с языческими божествами и христианскими святыми, наделяют их способностью двигаться, говорить, обучать, лечить, советовать, давать деньги в долг, иметь семью и детей. Существуют свидетельства обожествления камней в языческие времена, что отражается в их именах. Имена камней содержат отсылки как к хтоническим персонажам, так и к христианским святым, могут соотноситься с названиями животных и именами людей. В статье последовательно анализируются все эти случаи, рассматриваются предания о происхождении камней, соответствующие исторические свидетельства, археологические и фольклорные данные. Литовские предания, повествующие об имянаречении камней, позволяют предположить, что камни, имеющие в настоящее время христианские имена, ранее имели имена языческие. «Крещение» камней с присвоением им христианского имени не только меняет в народном сознании некоторые свойства камней, но и, согласно верованиям, останавливает их рост и движение. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что мифологический образ камня с течением времени менялся. Исторические данные свидетельствуют о том, что в языческой древности камень отождествлялся с божеством, выполняя роль жертвенника и идола одновременно. С приходом христианства акценты сместились, и почитаемые ранее камни стали соотноситься с персонажами низшей мифологии — чертом, ведьмой, Лауме. Фольклорная традиция относит камни к разряду «иномирных» объектов, подчеркивая их связь с хтоническим миром, миром мертвых и «нечистых».

Ключевые слова: литовская мифология; литовский фольклор; священный камень; петроним; имянаречение; жертвенник; идол; язычество

Благодарности
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00365 «Семиотические модели в кросскультурном пространстве: Balcano-Balto-Slavica», https://rscf.ru/project/22-18-00365/.

Источники

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М. : Терра, 1995.

Akmenys „Mokas ir Mokiukas“. URL: https://www.15min.lt/galerija/akmenys-mokas-irmokiukas-156530 (date of access: 21.10.2023).

Balys J. Raštai. T. 1–5. Vilnius : LLTI, 1998–2004.

BRMŠ — Baltų religijos ir mitologijos šaltiniai. Т. 1–4. Vilnius : Mokslo ir enciklopedijų leidybos institutas, 1996–2005.

BsTB — Jono Basanavičiaus tautosakos biblioteka. T. 1–4. URL: http://www.aruodai.lt/paieska2/objektas.php?OId=7180 (date of access: 21.10.2023).

Būga K. Dievaitis „idolum“ // Lietuvių tauta. 1908. T. 1, kn. 2. P. 208–215.

Buračas B. Pasakojimai ir padavimai. Vilnius : Mintis, 1996.

EMD — Ežeras ant milžino delno: lietuvių liaudies padavimai / sud. N. Vėlius. Vilnius : Mintis, 1995.

Legendos apie Varėnos kraštą. URL: https://welovelithuania.com/legendos-apie-varenos-krasta/ (date of access: 21.10.2023).

LKŽ — Lietuvių kalbos žodynas. T. 1–20. Vilnius : Lietuvių kalbos institutas, 1941–2002. URL: https://www.lietuviuzodynas.lt (date of access: 21.10.2023).

LT — Lietuvių tautosaka. T. 4: Pasakos, sakmės, pasakojimai, oracijos. Vilnius : LLTI, 1967.

LTR — Lietuvių Tautosakos Rankraštynas (Lietuvių literatūros ir tautosakos institutas).

Puntuko akmuo. URL: https://www.vietosdvasia.lt/item/puntuko-akmuo/ (date of access: 21.10.2023).

Valiulio akmuo. URL: https://vietosdvasia.lt/item/valiulio-akmuo/ (date of access: 21.10.2023).

VLE — Visuotinė lietuvių enciklopedija. URL: https://www.vle.lt (date of access:15.09.2023).

ŽA — Žemės atmintis: lietuvių liaudies padavimai / parengė B. Kerbelytė. Vilnius : LLTI, 1999.

Исследования

Агапкина Т. А., Березович Е. Л., Сурикова О. Д. Топонимия заговоров Русского Севера. III: Камни // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16, № 2. С. 7–68. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2019.16.2.014 2019

Греймас А. Ю. В поисках народной памяти // Греймас А. Ю. О богах и людях: исследования по литовской мифологии. В поисках народной памяти. М. : Индрик, 2021. С. 445–623.

Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа // Балто-славянские исследования 1982 / под ред. Вяч. Вс. Иванова. М. : Наука, 1983. С. 175–197.

МНМ — Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М. : Советская энциклопедия, 1980–1982.

Познанский Н. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. М. : Индрик, 1995.

Топоров В. Н. Боги // Славянские древности : этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 1. М. : Междунар. отношения, 1995. С. 204–215.

Фасмеp М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. СПб. : Азбука, 1996.

Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М. : Ладомир, 1999.

Beresnevičius G. Dausos: pomirtinio gyvenimo samprata senojoje lietuvių pasaulėžiūroje. Vilnius : Gimtinė, 1990.

Kerbelytė B. Padavimai apie akmenis Mokus ir jų analogijos // Tautosakos darbai. 2000. T. 13 (20). P. 29–34.

Laurinkienė N. Vaivorykštė lietuvių žodinėje tradicijoje // Tautosakos darbai. 2004. T. 20 (27). P. 184–202.

LVKŽ — Kuzavinis K., Savukynas B. Lietuvių vardų kilmės žodynas. Vilnius : Mokslo ir enciklopedijų leidykla, 1994.

Matulis R. Istoriniai akmenys. Vilnius : Eksperimentinė technikos paminklų restauravimo įmonė, 1990.

Vaitkevičius V. Alkai. Baltų šventviečių studija. Vilnius : Diemedžio leidykla, 2003.