Топорова Татьяна Владимировна
Институт языкознания РАН, Москва, Россия
ДР.-ИСЛ. HEIMR ʻМИРʼ И ЕГО ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ДЕРИВАТЫ В «СТАРШЕЙ ЭДДЕ»
Для цитирования
Топорова Т. В. Др.-исл. heimr ‘мир’ и его топонимические дериваты в «Старшей Эдде» // Вопросы ономастики. 2024. Т. 21, № 1. С. 152–168. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2024.21.1.007
Рукопись поступила в редакцию 13.10.2023
Рукопись принята к печати 11.12.2023
Аннотация: Статья посвящена исследованию др.-исл. heimr ‘мир’ и его дериватов (среди которых топонимы со вторым компонентом -heimr) в древнеисландской «Старшей Эдде», предполагающему всесторонний анализ семантики изучаемых слов, а также роли соответствующего концепта в эддической мифопоэтической модели мира. Метод исследования данной лексемы и ее производных сформировался на базе тезаурусного описания фольклорного слова, а также изучения многозначности эпического текста и лексикологических штудий ряда ключевых концептов в древнеиндийской «Ригведе». Комплексный подход, применяемый при анализе эпического слова, учитывает различные факторы: статистику (количество дистрибуций), грамматику (анализ падежной парадигмы), синтаксис (выявление предикатов, выполняющих определенные функции), этимологию, способную к актуализации семантической мотивировки слова, мифологию, обнаруживающую его тяготение к тем или иным мифологемам, мотивам, сюжетам, поэтику, реализующуюся при помощи звуковой игры (аллитерации, анаграммы, повторов) и определяющую взаимодействие лексем в тексте, а также экстралингвистический «мир вещей», устанавливающий связь между языковым знаком и денотатом. На основании более чем трехкратного преобладания форм ед. ч. (28 единиц) по сравнению с формами мн. ч. (8 единиц) можно реконструировать, во-первых, наличие нескольких миров в эддической мифопоэтической модели мира на первоначальном этапе, во-вторых — путь эволюции от совокупности однотипных объектов к некоему единству, целостности, которые достигаются в результате их объединения. Иными словами, вполне вероятно такое семантическое развитие: ‘жилища великанов’ (мн. ч.: iǫtna heimar) → ‘Жилище великанов’ = ‘Мир великанов’ (ед. ч.: Iǫtun-heimr). Др.-исл. heimr отождествляется с универсальной моделью мира в виде мирового древа (девять миров = девять корней древа предела в «Прорицании вёльвы»); участвует в эддической концепции хронотопа (мировое древо с его корнями (= мирами) описывается «внизу под землей», т. е. до момента своего возникновения); способен к темпорализации, приравнивается к временнóму понятию «век» (др.-исл. ƍld); антропоцентрически ориентирован.
Ключевые слова: древнеисландский язык; «Старшая Эдда»; топоним; композит; контекст; семантика; синтаксис; поэтика; этимология; мифопоэтическая модель мира
Источники
МНМ — Мифы народов мира : энцикл. : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М. : Сов. энциклопедия, 1980–1982.
Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях / пер. А. И. Корсуна ; ред., вступ. ст. и коммент. М. И. Стеблин-Каменского. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1963.
Kuhn H. Kurzes Wörterbuch. Dritte umgearb. Aufl. des Kommentierenden glossars // Edda. Die Lieder des Codex Regius nebst verwandten Denkmälern / Hrsg. von G. Neckel. Heidelberg : Carl Winter Universitätsverlag, 1968. Bd. 2.
Neckel 1962 — Edda. Die Lieder des Codex Regius nebst verwandten Denkmälern / Hrsg. von G. Neckel. Bd. 1 : Text. Heidelberg : Carl Winter Universitätsverlag, 1962.
Исследования
Гвоздецкая Н. Ю. Пролегомены к текстоцентрическому описанию семантики древнеанглийского поэтического слова // Philologica Scandinavica : сб. ст. к 100-летию со дня рождения М. И. Стеблин-Каменского / отв. ред. Б. С. Жаров. СПб. : СПбГУ, 2003. С. 28–42.
Елизаренкова Т. Я. Слова и вещи в Ригведе. М. : Вост. лит., 1999.
Никитина С. Е. О многозначности, диффузии значений и синонимии в тезаурусе языка фольклора // Облик слова : сб. ст. памяти Д. Н. Шмелева / сост. Л. П. Крысин. М. : ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН, 1997. C. 360–373.
Смирницкая О. А. О многозначности эпического текста (Вводные замечания). Комментарий к «Гренландской песни об Атли» // Смирницкая О. А., Матюшина И. Г., Гуревич Е. А. Эпос Северной Европы. Пути эволюции. М. : Изд-во МГУ, 1989. C. 158–175.
Стеблин-Каменский М. И. Старшая Эдда // Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях / пер. А. И. Корсуна ; ред., вступ. ст. и коммент. М. И. Стеблин-Каменского. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1963. С. 181–257.
Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 1 : Теория и некоторые частные ее приложения. М. : Языки славянской культуры, 2004.
Топорова Т. В. Принципы описания эпического слова: концепт горы в «Старшей Эдде». М. : Академия гуманитарных исследований, 2006.
Хроленко 1994 — Фольклорная лексикография. Вып. 1 / отв. ред. А. Т. Хроленко. Курск : КГПИ, 1994.
Garcia Lopez I. Mythic and Real Spaces in the Hávamál (Project Presentation) // The Sixteenth International Saga Conference: Sagas and Space (9–15 August 2015, University of Zurich and University of Basel) : Preprints of Abstracts / ed. by J. Glauser et al. Zürich : Universität Zürich, 2015. P. 103.
Gardiner A. H. The theory of proper names. A controversial essay. London : Oxford Un iv. Press, 1940.
Leech 1972 — Standard Dictionary of Folklore, Mythology, and Legend / ed. by M. Leech. New York : Funk & Wagnalls, 1972.
Sturtevant A. M. Semological Notes on Old Norse “heim”- in compounds // Publications of the Society for the Advancement of Scandinavian Study. 1916. Vol. 3, No. 3. P. 253–264.
Vries J., de. Altgermanische Religionsgeschichte. Bd. 1. Dritte, unveränderte Aufl. Berlin : Walter de Gruyter & Co, 1970.
|