2023. Т. 20. №1

Вернуться к содержанию выпуска

Горяев Сергей Олегович
Уральский федеральный университет
Уральский государственный аграрный университет
Екатеринбург, Россия

Полякова Ирина Геннадьевна
Уральский федеральный университет
Екатеринбург, Россия

Коммерческий ономастикон в сфере суррогатного материнства

Вопросы ономастики. 2023. Т. 20. № 1. С. 183–201.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2023.20.1.011

Рукопись поступила в редакцию 15.02.2023
Рукопись принята к печати 28.02.2023

Аннотация: В статье рассматриваются рекламные имена, относящиеся к организациям, которые работают в сфере репродуктивного здоровья, в частности предоставляют услуги суррогатного материнства. В пространстве современного медицинского ономастикона формируются два основных типа номинаций. С одной стороны, это дескриптивные названия номенклатурного характера, сохранившиеся с советского времени у государственных лечебных учреждений. С другой стороны, это названия новых медицинских организаций, созданные по законам коммерческого нейминга, т. е. рекламные имена. При этом форма собственности не определяет тип эргонима напрямую — государственные учреждения способны включаться в конкурентную борьбу и получать рекламные имена, а частные медицинские организации могут создавать для себя названия по аналогии с «советскими» номенклатурными обозначениями, чтобы вызвать доверие потребителя через обращение к традиционному способу номинации. Кроме того, особенностью коммерческой деятельности в организации суррогатного материнства по сравнению с многими другими сферами здравоохранения является включенность в нее не только собственно медицинских учреждений, но и «околомедицинских» агентств, специализирующихся на подборе суррогатных матерей. Конкуренция среди последних выше, а законодательное регулирование ниже, что стимулирует фантазию и креативность номинаторов по отношению к эргонимам. Сама идея суррогатного материнства и — шире — современных вспомогательных репродуктивных технологий неоднозначно воспринимается обществом и часто вызывает неприятие среди носителей более или менее традиционного мировоззрения. Поэтому интересно рассмотреть механизмы преодоления этого неприятия, выраженные в рекламных именах и апеллирующие к комплексу положительных ассоциаций и аллюзий.

Ключевые слова: рекламное имя; коммерческое имя; медицинский эргоним; мотивировка имени; репродуктивное здоровье; вспомогательные репродуктивные технологии; суррогатное материнство.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01035 «Суррогатное материнство: социокультурные факторы мотивации в современной России», https://rscf.ru/project/23-28-01035/

Источники

Баранов И. Ю. Bibliography on commercial names = Библиография по неймингу и коммерческим именам. Декабрь 2022 года. URL: http://brnd.name/bibliography/ (дата обращения: 10.01.2023).

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. 09.06.2008. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 10.01.2023).

ОРВРТ, 2019 — Отчет Регистра ВРТ РАРЧ за 2019 год. URL: https://rahr.ru/d_registr_otchet/RegistrART2019.pdf (дата обращения: 11.01.2023).

РВРТ — Официальный сайт Регистра ВРТ, страница отчетов. URL: https://rahr.ru/registr_otchet.php (дата обращения: 11.01.2023).

Mama-poisk : сайт суррогатного материнства. URL: https://mama-poisk.ru/kliniki.html (дата обращения: 11.01.2023).

Исследования

Абрамова Н. С., Зуева Т. А. Ассоциативный эксперимент как способ выявления вербального кода эргонима // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Труды Уральского психолингвистического общества. Вып. 12 / ред. Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова, Н. А. Воробьева. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2014. С. 2–16.

Вепрева И. Т. Эргонимы Екатеринбурга в коммуникативно-прагматическом аспекте // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология : материалы IV Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 9–13 сентября 2019 г.) / отв. ред. Е. Л. Березович. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 70–72.

Винокурова А. М., Соловьева Ю. С. Нейминг как элемент брендинга медицинской организации // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2019. № 2 (36). С. 9–14.

Дедова Е. С. Лингвострановедческая специфика названий санаториев Беларуси // Региональная ономастика: проблемы и перспективы исследования / ред. А. М. Мезенко. Витебск : Витебск. гос. ун-т, 2022. С. 302–305.

Иссерс О. С. Нейминг в медиапространстве сибирского региона // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С. 77–91.

Исупова О. Г. Вспомогательные репродуктивные технологии: новые возможности // Демографическое обозрение. 2017. № 4 (1). С. 35–64.

Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности. Волгоград : Перемена, 2004.

Панов М. В. Аналитическое прилагательное // Панов М. В. Позиционная морфология. М. : Наука : Языки русской культуры, 1999. С. 152–162.

Патрикеева Н. С. Нейминг медицинских центров: лингвистический аспект // Когнитивные исследования языка. 2015. № 20. С. 552–559.

Ратмайр Р. Название продукта // Еда по-русски в зеркале языка / Н. Н. Розанова, М. В. Китайгородская, У. Долешаль и др. М. : РГГУ, 2013. С. 299–316.

Pоманова Т. П. Система способов словообразования рекламных собственных имен // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 5/2 (55). С. 204–214.

Романова Т. П. Эволюция типов рекламных имен в истории русской эргонимии (XIX — начало XXI в.) // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 3 (69). С. 174–180.

Рут М. Э. Номинация, наречение и имя собственное // Ономастика и диалектная лексика. Вып. 4 / ред. А. К. Матвеев. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2003. С. 120–124.

Томасик С. Названия ветеринарных клиник Нижнего Новгорода // Ономастика Поволжья : материалы XVI Междунар. науч. конф. : в 2 т. / под ред. С. В. Рябушкиной, В. И. Супруна, Е. В. Захаровой, Е. Ф. Галушко. Ульяновск : Ульяновск. гос. пед. ун-т, 2017. Т. 2. С. 248–252.

Шимкевич Н. В. Русская коммерческая эргонимия: прагматический и лингвокультурологический аспекты : дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 2001.

Boivin J., Bunting L., Collins J. A., Nygren K. G. International estimates of infertility prevalence and treatment-seeking: potential need and demand for infertility medical care // Human Reproduction. 2007. No. 22 (6). P. 1506–1512.

Drążek B. Analiza strukturalno-semantyczna wybranych nazw gabinetów stomatologicznych w województwie podkarpackim // Słowo. Studia językoznawcze. 2016. No. 7. S. 184–195.

Forman-Rabinovici A., Sommer U. An impediment to gender Equality?: Religion’s influence on development and reproductive policy // World Development. 2018. Vol. 105. P. 48–58.

Goryaev S. Von Antroponymen abgeleitete Firmen- und Warennamen in der russichen Gegenwartssprache // Onomastics goes Business. Role and Relevance of Brand, Company and Other Names in Economic context / ed. by H. Wochele, J. Cuhn, M. Stegu. Berlin : Logos-Verl., 2012. P. 185–193.

Issers O. From Siberia — with a smile: Naming of Dental Clinics in the Region of Siberia // Language, Media and Economy in Virtual and Real Life. New Perspectives / ed. by P. Kurras, A. Rizza. Cambridge : Cambridge Scholars Publ., 2018. P. 32–48.

Mathieu S. Catholic voice and ART: revising the French bioethics law // Reproductive Biomedicine & Society Online. 2020. Vol. 11. P. 82–88.

Umińska-Tytoń E. Dynamika zmian nazewniczych — na przykładzie nazw łódzkich szpital // W komunikacyjnej przestrzeni nazw własnych i pospolitych. Księga jubileuszowa dedykowana Profesorowi Robertowi Mrózkowi / red. I. Łuc, M. Pogłódek. Katowice : Wydaw. Uniw. Śląskiego, 2012. P. 337–345.