2023. Т. 20. №1

Вернуться к содержанию выпуска

Петросян Армен Егишевич
Институт археологии и этнографии НАН Республики Армения
Ереван, Армения

Древнейший армянской бог грозы, хуррито-урартский Тешшуб / Тейшеба и греческий Тесей: образ и имя

Вопросы ономастики. 2023. Т. 20. № 1. С. 9–28.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2023.20.1.001

Рукопись поступила в редакцию 19.04.2022
Рукопись принята к печати 11.11.2022

Аннотация: Наиболее выдающимися памятниками Древней Армении являются огромные каменные стелы вишапы («драконы»), первые из которых датируются началом эпохи средней бронзы (XXIV в. до н. э.). Подробный анализ показывает, что вишапы были атрибутами индоевропейского грозового культа, их до заимствования иранского слова višap называли индоевропейским именем мифологического Змея (*geɫ < *wel-), противника громовержца. Отголоски этого мифа выявляются также в других археологических артефактах доурартской Армении. Самый интересный из них, так называемый топоробык, — бронзовый предмет, в центре которого изображено нечто, напоминающее голову быка и одновременно топор, окруженное двумя или тремя открытыми или замкнутыми спереди концентрическими кругами. Подобная композиция, согласно Л. Абраамяну, может быть наилучшим образом объяснена греческой мифологемой «Минотавр в лабиринте». Индоевропейский громовержец воплощает архаичный образ воина. Его оружием были молот или топор, а символом — бык. Имя хуррито-урартского бога грозы (хурр. Teššub, урарт. Teišeba /= Theišewa/) не имеет приемлемой этимологии на этих языках. Его атрибуты, символ и функции (топор, бык, победа над каменным чудовищем) напоминают образ индоевропейского громовержца. В статье предлагается армянская этимология этого теонима — от и.-е. *tek’s- + *h1ep- «Держатель топора». Его образ в лице Тесея (греч. Theseus) — победителя Минотавра, видимо, из Киликии и Леванта, через киликийских ахейцев конца II тыс. до н. э. попал в греческую мифологию, став одной из ключевых фигур критского цикла.

Ключевые слова: индоевропейское языкознание; индоевропейская мифология; бог грозы; хурритская мифология; Тешшуб / Тейшеба; Тесей.

Источники

Шахнаме — Фирдоуси: поэмы из Шахнаме / пер. С. Липкин. Сталинабад : Таджик. гос. изд-во, 1959.

Hoffner A. Hittite myths. Atlanta : Scholars Press, 1990.

KUB — Keilschrifturkunden aus Boghazköi. Bd. 1–60. Berlin : Mann, 1921–1990.

Исследования

Абраамян Л. А. «Топоробык» в лабиринте: об интерпретации одной композиции бронзового века // Историко-культурное наследие Ширака : материалы республ. науч. сессии / ред. С. Айрапетян и др. Гюмри : Ширакский центр арменоведческих исследований, 2004. С. 12–14. (На арм. яз.).

Абраaмян Л. А. «Tопоробык»: изобразительная анаграмма железного века // Сравнительно-историческое языкознание XIX–XXI вв. К 200-летию со дня рождения Августа Шлейхера (1821–1868) : материалы XI Междунар. науч. конф. по сравнительно-историческому языкознанию (МГУ имени М. В. Ломоносова, 23–25 ноября 2021 г.) / ред. Л. А. Чижова. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2022. С. 5–9.

Аветисян П. С. Армянское нагорье в XXIV–IX веках до н. э. (динамика социокультурных трансформаций согласно археологическим данным). Ереван : Ин-т археологии и этнографии, 2014. (На арм. яз.).

Аветисян П. С., Мкртчян Р. А. Опыт социодемографического анализа талинских захоронений раннежелезного века // Научная сессия, посвященная результатам полевых археологических работ 1991–1992 гг. Ереван : Ин-т археологии и этнографии, 1994. С. 24–27. (На арм. яз.).

Бадалян Р. С., Агекян Г. К. Раскопки оромского некрополя // Археологические работы в новостройках Армении / ред. Г. А. Тирацян и др. Ереван : Изд-во АН, 1994. С. 67–74. (На арм. яз.).

Вильхельм Г. Древний народ хурриты. М. : Наука, 1992.

Геворгян А. Ц. Металлопроизводство Армении в предурартское время // Халдиевым могуществом… : сб. ст. к 100-летию Бориса Пиотровского. Ереван : Гитутюн, 2010. С. 191–211.

Джаукян Г. Б. Хайасский язык и его отношение к индоевропейским языкам. Ереван : Изд-во АН, 1964. (На арм. яз.).

Джаукян Г. Б. История армянского языка: дописьменный период. Ереван : Изд-во АН, 1987. (На арм. яз.).

Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М. : Наука, 1990.

Иванов Вяч. Вс. Бык // Мифы народов мира : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М. : Советская энциклопедия, 1980. Т. 1. С. 203.

Иванов Вяч. Вс. К этимологии некоторых миграционных культурных терминов // Этимология — 1980 / под ред. Ж. Ж. Варбот. М. : Наука, 1982. С. 157–166.

Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М. : Наука, 1974.

Ишханян Р. А. Вопросы происхождения и древнейшей истории армянского народа. Ереван : Айастан, 1988. (На арм. яз.).

Капанцян Г. А. Историко-лингвистические работы. Т. 1. Ереван : Изд-во АН, 1956.

Лосев А. Ф. Античная мифология. М. : Изд-во Мин. просвещения СССР, 1957.

Мартиросян А. А. Доисторические иероглифы Армении и их урарто-армянские дублеты. Ереван : Изд-во АН, 1973. (На арм. яз.).

Мкртчян Р. А. Палеоантропология оромского могильника. Ереван : Зангак–97, 2001.

Петросян А. Е. Отражение индоевропейского корня *ṷel- в армянской мифологии // Вестник общественных наук Армянской ССР. 1987. № 1. С. 56–70.

Петросян А. Е. Миф об Арамие в контексте индоевропейской мифологии и проблема происхождения армянского народа. Ереван : Ван Арян, 1997. (На арм. яз.).

Петросян А. Е. Тридцать лет спустя // Каменные стелы вишапы. Ереван : Гитутюн, 2015. С. 13–52. (На арм. яз.).

Петросян А. Е. Древнейшие истоки армянского эпоса — 2. Ереван : Ин-т археологии и этнографии, 2020. (На арм. яз.).

Петросян А. Е. «Песня Вахагна» и армянский эпос // Вестник армяноведения. 2021а. № 3. С. 146–166. (На арм. яз.).

Петросян А. Е. Страна армян в начале I тыс. до н. э. // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2021б. Вып. 25. С. 1014–1031.

Петросян А. Е. Эволюция героев армянского эпоса // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2021в. № 3. С. 97–106.

Петросян А. Е. Арагац: имя и миф // Вестник армяноведения. 2022. № 3. С. 169–185. (На арм. яз.).

Пиотровский Б. Б. Урарту. Ереван : Изд-во АН, 1944.

Сванидзе А. С. Названия древневосточных богов в грузинских песнях // Вестник древней истории. 1937. № 1. С. 87–93.

Сефербеков Р. И. Верховные боги (громовержцы) народов Дагестана // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2005. № 4. С. 66–92.

Хачатрян MS — Фонд Р. Хачатрян Института археологии и этнографии НАН Армении. № FRI: 3848.

Хачикян М. Л. Хурритский и урартский языки. Ереван : Изд-во АН, 1985.

Abrahamian L. H. ‘Axe-bull’: an Iron-Age iconic anagram // Systemizing the Past: Papers in Near Eastern and Caucasian Archaeology Dedicated to Pavel S. Avetisyan on the Occasion of His 65th Birthday / ed. by Y. H. Grekyan, A. A. Bobokhyan. Oxford : Archaeopress, 2023. P. 1–5.

Archi A. The Former History of Some Hurrian Gods // Acts of the 3rd International Congress of Hittitology (Çorum, Sept. 16–22, 1996) / ed. by S. Alp, A. Suel. Ankara : Uyum Ajans, 1998. P. 39–44.

Avetisyan P., Dan R., Petrosyan A. Axes, labyrinths and astral symbols: bronze pendants and pins from the Armenian Highlands // Ancient West & East. 2018. No. 17. P. 27–63.

Beekes R. Etymological Dictionary of Greek. Vols. 1–2. Leiden : Brill, 2010.

Bryce T. The land of Hiyawa (Que) revisited // Anatolian Studies. 2016. No. 66. P. 67–79.

EIr — Encyclopaedia Iranica. New York : Brill, 1985–. Vol. 1–. URL: https://iranicaonline.org/ (date of access: 17.02.2023).

Gander M. Ahhiyawa — Hiyawa — Que: Gibt es Evidenz für die Anwesenheit von Griechen in Kilikien am Übergang von der Bronze- zur Eisenzeit? // Studi Micenei ed Egeo-Anatolici. 2012. Vol. 54. P. 281–309.

Gelb I. J. Hurrians and Subareans. Chicago : Chicago Univ. Press, 1944.

Jakobson R. Selected Writings. Vol. 7. The Hague : Walter de Gruyter, 1985.

Kortlandt F., Beekes R. Armeniaca. Ann Arbor : Caravan Books, 2003.

Laroche E. Panthéon national et panthéons locaux chez les Hourrites // Orientalia. 1976. No. 45. P. 94–99.

Laroche E. Glossaire de la langue hourrite // Revue hittite et asianique. 1976–1977. Vol. 34–35.

Martirosyan H. K. Etymological dictionary of the Armenian inherited lexicon. Leiden ; Boston : Brill, 2010.

Martirosyan H. K. The Place of Armenian in the Indo-European Language Family, The Relationship with Greek and Indo-Iranian // Journal of Language Relationship. 2013. No. 10. P. 85–139.

Monier-Williams M. A Sanskrit-English dictionary. Oxford : Clarendon Press, 1899.

Neu E. Das Hurritische: eine altorientalische Sprache in neuem Licht. Wiesbaden : Steiner Ver., 1988.

Petrosyan A. Y. The Indo-European and ancient Near Eastern sources of the Armenian epic. Washington DC : Institute for the Study of Man, 2002.

Petrosyan A. Y. Forefather Hayk in the Light of Comparative Mythology // Journal of Indo-European Studies. 2009. Vol. 37. P. 155–163.

Petrosyan A. Y. The cities of Kumme, Kummanna and their god Teššub / Teišeba // Archaeology and Language: Indo-European Studies Presented to James P. Mallory / ed. by M. E. Huld, K. Jones-Bley, D. Miller. Washington DC : Institute for the Study of Man, 2012. P. 141–156.

Petrosyan A. Y. Indo-European *wel- in Armenian mythology // Journal of Indo-European Studies. 2016. Vol. 44. P. 129–146.

Petrosyan A. Y. Armeno-Indian epic parallels // Journal of Indo-European studies. 2017. Vol. 45. P. 172–186.

Petrosyan A. Y. Aryan Traces in the onomastics of Hayasa // Iran and the Caucasus. 2018a. No. 22. P. 177–180.

Petrosyan A. Y. The problem of Armenian origins. Washington DC : Institute for the Study of Man, 2018b.

Petrosyan A. Y. ‘Axe-bull’: order of the thunder god // Systemizing the Past: Papers in Near Eastern and Caucasian Archaeology Dedicated to Pavel S. Avetisyan on the Occasion of His 65th Birthday / ed. by Y. H. Grekyan, A. A. Bobokhyan. Oxford : Archaeopress, 2023. P. 385–389.

Puhvel J. Comparative Mythology. Baltimore ; London : The John Hopkins Univ. Press, 1987.

Schwemer D. Die Wettergottgestalten Mesopotamiens und Nordsyriens im Zeitalter der Keilschriftkulturen. Wiesbaden : Harrassowitz Verl., 2001.

Watkins C. How to Kill a Dragon. New York ; Oxford : Oxford Univ. Press, 1995.

West M. Indo-European Poetry and Myth. Oxford ; New York : Oxford Univ. Press, 2007.