2022. Т. 19. №2

Вернуться к содержанию выпуска

Цянь Цзысинь
Уральский федеральный университет
Екатеринбург, Россия

Китайские личные имена, выражающие идею мужественности

Вопросы ономастики. 2022. Т. 19. № 2. С. 239–249.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2022.19.2.026

Рукопись поступила в редакцию 13.02.2022

Аннотация: В исследовании предпринят опыт анализа современных китайских мужских личных имен с точки зрения семантики наиболее часто отмечаемых в них лексем — тем самым выявляется корпус слов (иероглифов), служащих в китайском ономастиконе для обозначения «мужского начала». Автор отталкивается от современных данных, полученных в результате опроса 200 респондентов, однако к анализу привлекаются также исторические китайские мужские имена. Как показано в работе, в китайской лингвокультуре мужественность оказывается многогранным понятием. Его главным содержанием являются такие качества, как сила, упорство, воля, решительность, умение противостоять любым жизненным трудностям. В именах это выражается как через соответствующие прямые определения («сильный», «твердый», «крепкий», «решительный» и т. п.), так и через образы, в которых подобные качества воплощены аллегорически («волна», «дракон», «тигр», «кипарис» и т. п.). В то же время в китайских мужских именах ХХ в. представлена и иная семантика, связанная с историей страны, гражданственностью, патриотизмом («Сияй, Китай», «Сделай страну сильной» и др.). По мнению автора, значимым является также тот факт, что начиная с конфуцианской эпохи в целом ряде имен в «мужскую» семантику вплетены представления о таких качествах, как мудрость, гуманность, доброжелательность, следование этикету, гибкость. По всей видимости, это те качества мужчин, без которых невозможно выживание в современном мире со всем комплексом присущих ему сложных проблем.

Ключевые слова: китайский язык, ономастика, антропонимия, мужские личные имена, традиционные народные имена, имена конфуцианской эпохи, идеологические имена.

Источники

礼记. 孔子《五经》 北京:北京联合出版公司,2019年. (Конфуций. Книга обрядов // Конфуцианское «Пятикнижие». Пекин : Пекинская объединенная издательская компания, 2019.)

刘向,北京,中华书局, 2019年. (Лю Сян. Шуоюань. Пекин : Книжный магазин Чжунхуа, 2019.)

论语. 上海:上海古籍出版社,2010年 (Конфуций. Лунь Юй. Шанхай : Шанхайское изд-во древних книг, 2010.)

张燕婴. 论语译注 / 张燕婴. 北京 : 中华书局, 2007年. (Чжан Яньин. Перевод и комментарии к «Лунь Юй». Пекин : Китайское книгоиздательство, 2007.)

Исследования

Ван Дань. Происхождение и определение традиционных китайских ритуалов и обычаев // Культура и цивилизация. 2019. Т. 9, № 2. С. 105–114.

Долгих О. Конфуцианство: традиции и современность // Вестник Челябинского государственного университета. 2003. № 1. С. 101–110.

Ли Цзыхань. Этикетное поведение как реализация конфуцианских ценностей // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 5, № 3. С. 92‒100. 

Цао Лян. Понятие «благородный муж» и профессиональная этика журналиста // Китай: история и современность : материалы XI междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 18–20 октября 2017 г.) / отв. ред. С. В. Смирнов. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. С. 141–150.

董仲舒. 春秋繁露 / 董仲舒, 苏舆, 钟哲. 北京 :中华书局, 1992年 (Дун Чжуншу, Су Юй, Чжун Чжэ. Обильная роса летописи Чуньцю. Пекин : Китайское книгоиздательство, 1992.)

王建华.文化的镜像—人名[M].吉林教育出版社, 1990. (Ван Цзяньхуа. Зеркальное отражение культуры — личные имена. Цзилинь : Образовательная пресса, 1990.)

萧遥天,《中国人名研究》北京,新世界,2007年 (Сяо Яотян. Исследование китайских антропонимов. Пекин : Синьшицзе, 2007.).