2020. Т. 17. №2

Вернуться к содержанию выпуска

Рожкова Полина Алексеевна
Рут Мария Эдуардовна

Уральский федеральный университет
Екатеринбург, Россия

Модели коммерческой эргонимии в России на рубеже XIX–XX веков и в наши дни: смена традиции

Вопросы ономастики. 2020. Т. 17. № 2. С. 303–311.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2020.17.2.029

Рукопись поступила в редакцию 12.03.2020

Аннотация: Статья посвящена сопоставительному анализу современных и дореволюционных эргонимов Екатеринбурга. Сопоставляются срезы рубежа XIX–XX вв. и наших дней. Источником материала стали рекламные тексты, размещавшиеся в региональных СМИ; для исследования современных эргонимов использовался также справочник «Желтые страницы». Сравнительный анализ позволяет выявить актуальность дескриптивной модели образования эргонимов в дореволюционном Екатеринбурге, т. е. более ста лет назад, и проследить, какое она получила развитие к рубежу XX–XXI вв. Культурные коды и функции, которые выполняет эргоним, меняются, расширяются и становятся значимым объектом для исследования. Так, доминировавшая в дореволюционной эргонимии модель использования личного имени владельца в названии фирмы или магазина через сто лет едва ли не полностью вышла из употребления. Сегодня при создании эргонима лидирует ассоциативная номинация. Все это говорит об изменении прагматических установок номинаторов, а также о большом влиянии экстралингвистических факторов на процесс формирования рекламного пространства. Изменение городского эргонимического контекста заключается в переходе с номинации, основанной на конкретной дескрипции, к номинации, в основе которой лежат те или иные субъективные ассоциации. Сегодня очевидно постепенное вытеснение старой дескриптивной модели номинации («описание сферы торговли + номенклатурное название предприятия + имя купца или продавца»), а также моделей, в которых используются названия мест производства, в то время как в дореволюционной России около 95 % эргонимов создавалось именно по этим шаблонам. Значительная часть предлагаемого исследования направлена на рассмотрение особенностей прагматических установок моделей создания эргонимов конца XIX — начала XX в. и в современный период.

Ключевые слова: номинация, номинативная модель, прагматика, ономастика, коммерческое имя, эргоним, антропоним.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00586 «Урбанонимы как часть языкового ландшафта города: традиции и перспективы рационального развития».

Источники

Деловой корреспондент. 1890; 1891; 1894.

Екатеринбургская газета. 1906.

Екатеринбургская неделя. 1900.

Желтые страницы : [портал]. URL: https://ekaterinburg.yp.ru/

Уральская жизнь. 1902–1903; 1906; 1907; 1909; 1917; 1919.

Уральский листок. 1913.

Исследования

Вепрева И. Т. Современный эргонимикон: в поиске новых форм выражения. DOI 10.15826/vopr_onom.2019.16.4.051 // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 4. С. 168–179.

Горяев С. О. Номинативные интенции субъекта ономастической номинации (на материале русских прагмонимов) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 2000