2019. Т. 16. №1

Вернуться к содержанию выпуска

Петросян Армен Егишевич
Институт археологии и этнографии НАН Республики Армения
Институт древних рукописей — Матенадаран
Ереван, Республика Армения

К реконструкции имени и образа одного великого бога в древнейшей армянской традиции

Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 1. С. 7–18.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.1.001

Рукопись поступила в редакцию 07.03.2018

Аннотация: Дохристианские боги армян, известные из работ древних греческих и армянских авторов, выступают под иранскими и греческими именами. Но в древности армяне, как и все народы, должны были иметь своих собственных богов, с исконными именами. Можно ли в древнеармянской литературе найти информацию о забытых богах доиранских и доэллинистических времен? Возможна ли научная реконструкция мифологических персонажей столь давних времен? В статье предпринимается попытка восстановления имени и образа одного великого бога древнейшего (исконного) армянского пантеона на базе свидетельств раннесредневековой армянской литературы. В древнеармянском переводе Библии вместо месопотамского бога загробного мира и войны Нергала выступает бог Angeł. Это имя встречается также в двух легендах, известных из книг Хоренаци и Себеоса. Это имя интерпретируется как ‘Некрасивый’, что, кажется, не очень подходит для теонима. В ассирийском мифе Нергал невидим для визиря богини загробного мира. Отсюда возможность проэтимологизировать имя Angeł не как an-geł, и.-е. *-wel- ‘не имеющий (хорошего) вида, некрасивый’, а буквально — ‘не имеющий вида’, т. е. ‘невидимый’. Среди индоевропейских языков самым близким к армянскому является греческий, и Angeł соответствует имени греческого потустороннего мира и его бога Аида: Ἀΐδης, букв. «Невидимый» < *-wid-. Верховные боги могут быть властителями «трех миров» — неба, земли и преисподней, и греческий Аид, который был известен как «Зевс преисподней», представлял тем самым одну из ипостасей Зевса. Примерно таким и должен был быть Angeł в древнейшей армянской традиции. Интересно, что «невидимыми» были и верховные боги некоторых древнейших государств региона.

Ключевые слова: армянский язык, этимология, теонимия, армянская мифология, древнейший армянский пантеон, сравнительная мифология, греческие мифы, Зевс, Аид

Источники

Акопян Т. Х., Мелик-Бахшян С. Т., Барсегян Г. Х. Словарь топонимов Армении и прилегающих областей : в 5 т. Ереван : Изд-во Ереван. ун-та, 1986–2001 (на арм. яз.).

Арутюнян С. Б. Мифы и легенды древней Армении. Ереван : Аревик, 2007.

Афанасьева, Дьяконов 1981 — Я открою тебе сокровенное слово / сост. В. К. Афанасьева, И. М. Дьяконов. М. : Худож. лит., 1981.

Ачарян Р. Словарь армянских личных имен : в 5 т. Ереван : Изд-во Ереван. ун-та, 1942–1962 (на арм. яз.).

Геродот. История / пер. Г. А. Стратановского. Л. : Наука, 1972.

Ксенофонт. Киропедия / отв. ред. С. Л. Утченко. М. : Наука, 1976.

Курций Руф Квинт. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре / отв. ред. А. А. Вегасин. М. : Изд-во МГУ, 1993.

МНМ — Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М. : Сов. энцикл., 1980–1982.

Мровели Леонти. Жизнь Картлийских царей: извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана / пер. В. Г. Цулая. М. : Наука, 1979.

Себеос. История императора Иракла / пер. К. Патканьяна. СПб. : [б. и.], 1862.

Фавстос Бузанд. История Армении / пер. M. A. Геворгяна. Ереван : Изд-во АН Армении, 1953.

Хоренаци Мовсес. История Армении / пер. Г. Х. Саркисяна. Ереван : Айастан, 1990.

Исследования

Абегян М. Труды : в 8 т. Ереван : Изд-во АН Армении, 1966–1985 (на арм. яз.).

Алишан Г. Древние верования, или Языческая религия армян. Венеция : Изд-во Мхитаристов, 1895 (на арм. яз.).

Антонян Ю. Ю. Воссоздание религии: неоязычество в Армении // Laboratorium. 2010. № 1. P. 103–128.

Антонян Ю. Ю. Конструирование религии в армянском неоязычестве // Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте / ред. С. А. Штырков и др. СПб. : Изд-во Европейского ун-та, 2015. С. 82–103.

Бартикян А., Тер-Гевондян А. Нововыявленная греческая редакция истории Агатангелоса // Эчмиадзин. 1966. № 8–10 (на арм. яз.).

Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси : Изд-во Тбилис. ун-та, 1984.

Дьяконов И. М. К вопросу о символе Халди // Древний Восток. 1983. № 4. С. 190–194.

Клейнер Ю. А. Wodanaz/Odinn за пределами германского пантеона // Скандинавская филология. 2016. Т. 14. Вып. 1. С. 30–42.

Косян А. Боги Хайасы: KUB XXVI 39 // Страны и народы Ближнего и Среднего Востока. Т. 24 / ред. Р. А. Сафрастян. Ереван : Изд-во АН Армении, 2005. С. 444–457 (на арм. яз.).

Мелик-Оганджанян К. Ветви эпоса // Сасунскиe безумцы : в 4 т. / ред. М. Х. Абегян. Ереван : Госиздат, 1951. Т. 2. Ч. 2. С. 879–895 (на арм. яз.).

Петросян А. Е. Отражение индоевропейского корня *wel- в армянской мифологии // Вестн. обществ. наук Арм. ССР. 1987. № 1. С. 56–70.

Петросян А. Е. Армянский эпос и мифология: Истоки. Миф и история. Ереван : НАН РА, 2002.

Петросян А. Е. Армянский Мхер, западный Митра и урартский Халди // Армянский эпос и всемирное эпическое наследие. Вып. 4. Ереван : Гитутюн, 2004. С. 42–60.

Петросян А. Е. [Рец. на кн.:] Адонц Н. Труды. Т. 1 (на арм. яз.) // Ист.-филол. журн. 2006. № 3. С. 280–285.

Петросян А. Е. Арменоведческие исследования. Ереван : Антарес, 2014.

Петросян А. Е. Этнические основы пантеона Хайасы // Эчмиадзин. 2015. № 11. С. 78–98 (на арм. яз.).

Петросян А. Е. Самоназвание армян hay // Вопр. ономастики. 2016. Т. 13. № 2. С. 146–161.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л. : Изд-во ЛГУ, 1946.

Рак И. В. Зороастрийская мифология: мифы раннего и средневекового Ирана. СПб. : Летний сад, 1998.

Штакельберг Р. Р. Об иранском влиянии на религиозные верования древних армян // Тр. Вост. комиссии. 1901. Т. 2. Вып. 2. С. 1–39.

Adontz N. Tarkou chez les anciens arméniens // Revue des études arméniennes. 1927. № 1. S. 184–194.

Antonyan Y., Siekierski K. A neopagan movement in Armenia: The children of Ara // Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe / ed. by K. Aitamurto, S. Simpson. Durham : Routledge, 2013. P. 266–283.

Beekes R. Hades and Elysion // Mircurad: Studies in honor of Calvert Watkins / ed. by J. Jasonoff et al. Innsbruck : Institut für Sprachwissenschaft, 1998. P. 17–28.

Beekes R. Etymological Dictionary of Greek. Vols. 1–2. Leiden ; Boston : Brill, 2009–2010.

EIr — Encyclopaedia Iranica / ed. E. Yarshater et al. London ; New York : Routledge ; Kegan Paul, 1985–.

Evans D. Dodona, Dodola, and Daedala // Myth in Indo-European Antiquity / ed. by G. J. Larson. Berkeley : Univ. of California, 1974. P. 99–130.

Forrer E. Hajasa-Azzi // Caucasica. 1931. № 9. P. 1–24.

Gelzer H. Zur armenischen Götterlehre. Leipzig : Verl. der Sächsischen Akad. der Wissenschaften, 1896.

Grekyan Y. H. The gods Aššur and Haldi in the mountains // International Symposium of East Anatolia — South Caucasus Cultures. Proceedings. Vols. 1–2 / ed. by B. Can, M. Isikli. Cambridge : Cambridge Scholars Publishing, 2015. Vol. 1. P. 388–402.

Ivanov V. V. Old Novgorodian Nevide, Russian nevidal’, Greek ἀίδηλος // UCLA Indo-European Studies. 1999. Vol. 1. P. 283–292.

Laroche E. Recherches sur les noms des dieux hittites. Paris : Maisonneuve, 1947.

Martirosyan H. K. The Place of Armenian in the Indo-European Language Family: the Relationship with Greek and Indo-Iranian // Journal of Language Relationship. 2013. № 10. P. 85–137.

Petrosyan A. Y. State Pantheon of G reater Armenia: Earliest Sources // Aramazd: Armenian Journal of Near Eastern Studies. 2007. № 2. P. 174–201.

Petrosyan A. Y. Indo-European *wel- in Armenian mythology // Journal of Indo-European studies. 2016. № 1–2. P. 129–146.

Petrosyan A. Y. Origins of the prominent Armenian princely families according to traditional data // Journal of Armenian studies. 2017. № 1. P. 5–21.

Russell J. Zoroastrianism in Armenia. Cambridge MA ; London : Harvard Univ. Press, 1987.

Salvini M. Le panthéon de l’Urartu et le fondement de l’état // Studi epigrafici e linguistici sul Vicino oriente antico. 1989. № 6. S. 79–89.