2019. Т. 16. №4
Вернуться к содержанию выпуска
Липатова Антонина Петровна Когнитивные стратегии самономинации современных школьников (гендерный аспект)
Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 4. С. 151–167. Рукопись поступила в редакцию 28.08.2019 Аннотация: Одним из способов конструирования образа «Я» в сети Интернет является имя собственное. Особенности поведения представителей Z-поколения в интернет-пространстве достаточно хорошо изучены. Но влияние, которое оказывает анонимный устно-письменный цифровой дискурс на школьную повседневность, связанную в большой степени с письменными текстами, ни разу не становилось предметом пристального внимания ученых. Цель исследования — не только определить, оказывает ли интернет-дискурс (и если да, то каким образом) влияние на письменную культуру современного школьника, но и выявить различия когнитивных стратегий саморепрезентации через номинацию современных юношей и девушек. Материалом послужили анкеты, посвященные вопросам школьной повседневности. Анкетирование осуществлялось в рамках школьной ситуации; прототипом анкеты можно считать письменную работу, которая традиционно подписывается для идентификации ученика, выполнившего ее. Блок личных данных (содержание графы анкеты, удостоверяющее личность респондента), не предполагающий вариативности в силу своей особой прагматики, стал материалом нашего анализа. В результате анализа анкет выявлено пять стратегий самономинации: реальная (в соответствующей графе указано имя собственное), стратегия «инкогнито» (графа оказалась незаполненной), сетевая (вместо личного имени указан никнейм), прозвище (в графе «Имя» ученики указали прозвище, кличку, характерные для офлайн-общения) и стратегия культурной отсылки (указали имя культового персонажа, например мема). В ходе исследования установлено, что феминная и маскулинная стратегии репрезентации себя посредством номинации существенно различаются: девушки чаще выбирают нейтральные, а юноши — провокационные формы. Полученные результаты демонстрируют разницу, скрытую в социокультурных стереотипах феминного и маскулинного поведения, образцы которого современные подростки осваивают посредством массовой культуры. Данные (имя, пол), которые раньше заполнялись формально, под влиянием интернет- дискурса стали способом репрезентации образа «Я». Можно сказать, что имя здесь выступает в своей исконной функции, в тесной связи с идентичностью, которую индивид конструирует и формирует посредством имени. Ключевые слова: поколение Z, интернет-коммуникация, имя собственное, антропоним, никнейм, искусственная номинация. Финансирование и благодарности Литература Андреева Г. М. Социальная психология. М. : АспектПресс, 2002. Аникина Т. В. Имя собственное в интернет-коммуникации // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 75. № 2. С. 71–76. Аникина Т. В. Словообразовательные особенности виртуальных имен собственных (на примере никнеймов в англо-, русско- и франкоязычных чатах) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2012. № 14. С. 125–133. Астафьева И. А. От прецедентного имени к апеллятиву // Вестн. Омск. гос. пед. ун-та. Гуманитар. исследования. 2016. № 4 (13). С. 46–49. Афанасьева М. А. Имена собственные в интернет-коммуникации: гендерный аспект // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки : электр. сб. ст. по материалам XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). М., 2015. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf. Белозерова Л. А., Поляков С. Д., Жидяева О. О. Поколение Z в призме психолого-педагогических исследований // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 3. С. 16–23. Гарагуля С. И. Имя личное как знак идентичности индивида // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 9 : Филология. Востоковедение. Журналистика. 2007. № 4 (2). С. 108–114. Грушина М. В. Гендерный аспект современных никнеймов (на примере открытых чат румов) // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2018. № 5/1 (83). С. 86–89. Казяба В. В. Никнейм переходного типа как способ самономинации в немецкоязычной интернет-коммуникации // Вестн. Сев. (Аркт.) федер. ун-та. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». 2016. № 5. С. 86–90. Козько Н. А. Самопрезентация языковой личности в интернет-дискурсе при помощи никнейма // Филол. аспект. 2018. № 3 (35). С. 109–120. Лунгуль А. А., Славкина И. А. Никнейм как способ самопрезентации в интернете // Научный альманах. 2016. № 5/2 (19). С. 360–363. Лутовинова О. В. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2009а. № 71. С. 58–65. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса : дис. … д-ра филол. наук : 10.02.19 / Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград, 2009б. Москальчук А. А. Никнейм — виртуальное имя человека // Зап. Горн. ин-та. 2009. Т. 182. С. 246–248. Прима А. М., Бурдун Н. В. Никнейм как самопрезентация языковой личности в интернет-коммуникации // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 4/3. С. 55–59. Рянская Э. М., Балкунова А. С. Сетевое имя (никнейм) как языковой знак // Вестн. Нижневартов. гос. гуманитар. ун-та. 2011. № 4. С. 72–76. Хвесько Т. В., Короткова Н. А. Особенности онимации в интернет-пространстве // Евразийский союз ученых. 2015. № 5 (14). С. 159–160. Хорикова В. С. Когнитивный анализ никнеймов пользователей сети Интернет // Вопр. когнитивной лингвистики. 2010. № 3 (24). С. 64–68. Чабаненко М. Г. Молодежный дискурс как реализация типовой и индивидуальной языковой личности : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / Кемер. гос. ун-т. Кемерово, 2007. Шукова Г. В. Интенсивность цифрового опыта и возрастные особенности когнитивных процессов // Психологические исследования : электр. науч. журнал. 2013. Т. 6. № 27. URL: https://archive.ph/Cr4A6. Якунина М. Л. Особенность интернет-коммуникаций: никнейм как лингвокультурный феномен // Вестн. Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 3. С. 73–76. |