Подюков Иван Алексеевич
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Пермь, Россия
Ономастическое оформление картины потустороннего мира в народной культурно-языковой традиции
Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 3. С. 125–139.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.3.035
Рукопись поступила в редакцию 08.03.2019
Аннотация: В статье представлена попытка построения на русском ономастическом материале условной мифологической картины потустороннего мира — воображаемой метафизической реальности, в которой наиболее значимые «географические» ориентиры и «персонажи-обитатели» виртуального пространства смерти определены именами собственными. Изучаются особенности имен собственных, используемых при описании круга понятий смерти (образные названия смерти, кладбищ, топографических «объектов» и «существ» того света). Основное внимание обращено на имена, входящие в состав диалектных фразеологических единиц, зафиксированных в живой речи Пермского Прикамья (полевой материал собирался в 2003–2018 гг. в южных и северных районах Пермского края). Онимические компоненты фразеологизмов рассматриваются как лингвокультурные концепты, в которых объективируются мировоззренческие установки, выражается отношение верующего человека к экзистенции. Анализ семантики фразеологизмов осуществляется на общерусском диалектном фоне, в ряде случаев в контексте фольклорной традиции Прикамья (тексты видений, снов, вольные пересказы библейских сюжетов). Проведенный анализ ономастического материала показывает, что онимы существенно снимают неопределенность и противоречивость представлений о посмертной жизни. Потусторонний мир в ономастическом изображении предстает как аналог действительной реальности, а не как чужое и опасное демоническое пространство. Анализ семантических свойств и культурных коннотаций исследуемых топонимов и антропонимов указывает на неотделимость в народном мировосприятии потустороннего мира от земной жизни. Подобное языковое представление устройства загробного мира сообразно земному, с одной стороны, отражает особенности архаического восприятия мира без разделения на реальное и воображаемое, а с другой, связано с необходимостью психологической адаптации человека к смерти. Полученные выводы могут быть учтены при дальнейшем исследовании проблем когнитивных и виртуальных аспектов ономастики.
Ключевые слова: ономастика, виртуальное имя, антропонимия, топонимия, фразеология, русская диалектная лексика, мифологическая картина мира, языковая образность.
Финансирование и благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (научный проект 19-18-00117 «Традиционная культура русских в зонах активных межэтнических контактов Урала и Поволжья»). Автор приносит благодарность проф. Харри Вальтеру (Университет им. Эрнста Морица Арндта, Грайфсвальд, Германия) за устные консультации и сведения по немецкой фразеологии, д. ф. н., ведущему научному сотруднику Института славяноведения РАН О. В. Беловой за ценные рекомендации.
Источники
АОС — Архангельский областной словарь / под ред. О. Г. Гецовой. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980–. Вып. 1–.
Бессонов П. А. Калики перехожие. М. : Тип. Бахметева, 1863.
БСРП — Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русских поговорок. М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007.
Бурцев А. Е. Легенды русского народа. Кн. 2. СПб. : Тип. А. К. Вейерман, 1912.
Варенцов В. Г. Сборник русских духовных стихов. СПб. : Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1860.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. 2-е изд. СПб. ; М. : Изд. М. О. Вольфа, 1880–1882 (1989).
НОС — Новгородский областной словарь : в 12 вып. / отв.ред. В. П. Строгова. Новгород : Изд-во Новг. ун-та, 1992–1995.
СРНГ — Словарь русских народных говоров / гл. ред. Ф. П. Филин (вып. 1–22) ; Ф. П. Сороколетов (вып. 23–42) ; С. А. Мызников (вып. 43–). М. ; Л. ; СПб. : Наука, 1965.
ЯОС — Ярославский областной словарь : в 10 вып. / под ред. Г. Г. Мельниченко. Ярославль : ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1981–1991.
Küpper H. Wörterbuch der deutschen Umgangssprache. Stuttgart ; Dresden : Klett, Verl. für Wissen und Bildung, 1993.
Исследования
Агапкина Т. А. Символика деревьев в традиционной культуре славян: липа // Славянский альманах. 2018. № 3–4. С. 357–372.
Аникина Т. В. Виртуальный антропоним в системе современной коммуникации // Урал. филол. вестн. Сер. «Язык. Система. Личность: лингвистика креатива». 2012. № 2. С. 56–60.
Антонов Д. И., Майзульс М. Р. Анатомия ада: Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии. М. : ФОРУМ ; НЕОЛИТ, 2014.
Арустамова А. А., Кондаков Б. В. Константа «АМЕРИКА» в русской литературе XIX века // Вестн. Перм. ун-та. Рос. и зарубеж. филология. 2010. Вып. 5 (11). С. 111–120.
Березович Е. Л. Две семантические реконструкции: 1. Иван да Марья: к интерпретации образов севернорусского дожинального обряда; 2. Вороного коня в поле не видать // Этимол. исследования. 1997. Вып. 6. С. 124–150.
Березович Е. Л. О явлении лексической ксеномотивации // Вопр. языкознания. 2006. № 6. С. 3–18.
Березович Е. Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: Мифопоэтический образ пространства. М. : КомКнига, 2010.
Березович Е. Л., Кривощапова Ю. А. Образ Москвы в зеркале русского и иностранных языков. «География» Москвы // Quaestio Rossica. 2014. № 3. P. 159–183.
Виноградова Л. Н. Персонификация смерти в фольклорной традиции восточных славян и в древнерусской иконографии // Живая старина. 2016. № 2 (90). С. 2–6.
Горбачева О. Г. Ономастическое пространство русских народных и авторских сказок : автореф. дис. … канд. филол. наук / Брян. гос. ун-т им. акад. И. Г. Петровского. Орел, 2008.
Караваева Е. В., Волкова Л. Д. Образ «сада-рая» в национальном мировосприятии // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2015. Вып. 5. С. 200–204.
Кормина Ж. В., Штырков С. А. Мир живых и мир мертвых: способы контактов (два варианта северорусской традиции) // Восточнославянский этнолингвистический сборник : исследования и материалы / отв. ред. А. А. Плотникова. М. : Индрик, 2001. С. 206–231.
Криничная Н. А. Русская мифология: Мир образов фольклора. М : Акад. проект : Гаудеамус, 2004.
Луговая Е. А. Топоним виртуального пространства как культурно-историческая категория: На материале эпопеи Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» : автореф. дис. … канд. филол. наук / Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2006.
Невская Л. Г. Молчание как атрибут сферы смерти // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / отв. ред. С. М. Толстая. М. : Индрик, 1999. С. 123–134.
Неклюдов С. Ю. Путешествие на Луну: от Мениппа до Незнайки // Язык. Стих. Поэзия. Памяти Михаила Леоновича Гаспарова / ред. Х. Баран и др. М. : РГГУ, 2006. С. 442–460.
Подольская Н. В. Заглавная и строчная буквы в культовых словах // Рус. речь. 1994. № 1. С. 49–67.
Рождественская М. В. Рай «мнимый» и Рай «реальный»: древнерусская литературная традиция // Symposium. 2003. Вып. 31 : Образ рая: от мифа к утопии. C. 31–46.
Сафронов Е. М. Растительный код в современных рассказах о сновидениях // Acta Linguistica Petropolitana. 2010. Т. 6. Ч. 1. С. 108–120.
Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М. : Индрик, 2004.
Серебренников В. Н. Меткое слово. Пермь : Перм. кн. изд-во, 1964.
Стремилов С. Лопата: миф, символ и объект // Санкт-Петербургский университет. 2000. № 26–27. С. 41–47.
Толстая С. М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе. М. : Индрик, 2008.
Толстой Н. И., Толстая С. М. О жанре «обмирания» (посещения того света) // Вторичные моделирующие системы / отв. ред. Ю. Лотман. Тарту : ТГУ, 1979. С. 63–65.
Фаликова Н. Э. Американские мотивы в поздних романах Ф. М. Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского / ред. В. Н. Захаров. Петрозаводск : Изд-во ПГУ, 1994. С. 199–241.
Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье (Очерк из быта поморов) // Изв. Арханг. о-ва изучения Русского Севера. 1912. № 4. С. 156–165.
Шевченко Е. А. Свадебные частушки Лузы // Русский фольклор. Т. 30 : материалы и исследования / отв. ред. Л. Н. Розов. СПб. : Наука, 1999. С. 198–214.
Юдин А. В. Иордан и Дунай в восточнославянском магическом фольклоре // Вопр. ономастики. 2004. № 1. С. 55–74.
|