Плотникова Анна Аркадьевна
Институт славяноведения РАН
Москва, Россия
Заметки о региональной антропонимии староверов Латгалии
Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 3. С. 48–60.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.3.030
Рукопись поступила в редакцию 18.09.2018
Аннотация: В статье отмечается существование двух противопоставленных друг другу традиций имянаречения у славян, обнаруживающих закономерности, которые наблюдаются в настоящее время в русском и сербском языках. Первая традиция следует церковнославянскому образцу, тогда как вторая предполагает возможность называния ребенка именем, обозначающим также и многие явления в окружающем человека мире. В центре внимания автора находится старообрядческая традиция имянаречения, ориентированная исключительно на святцы. С этой целью исследуется региональная антропонимическая лексика староверов Латгалии, зафиксированная в подаваемых в храме поминальных книжках и записках староверов. Большой корпус имен, используемых прихожанами, представлен в «Пособии к поминальной книжке», которое подробно анализируется в работе как источник региональной просторечной антропонимической лексики и как инструмент ее правки с помощью церковнославянской орфографии. Современные интенции составителей пособия находятся в полном соответствии с тенденциями исправления любых отступлений от канонической формы, как это и происходило на протяжении всего развития старообрядческого движения. Материал записок, собранный авторами «Пособия к поминальной книжке», обнаруживает разнообразие разговорных форм имен староверов, в ряде случаев до этого времени не отмеченных в источниках и свидетельствующих об исторических процессах образования новых имен и фамилий на их основе. Анализ сопровождают тексты и диалоги об имени, содержащие комментарии и объяснения особенностей имянаречения: записанные в полевых условиях у староверов Латгалии в 2016–2017 гг., они дополняют и иллюстрируют описываемую ситуацию в «этнографическом настоящем». Сравнение с южнославянской традицией имянаречения показывает, как, с другой стороны, мотивация выбора имени может быть напрямую связана с ритуально-магической практикой, что вплоть до наших дней практикуется у сербов.
Ключевые слова: славянские литературные языки, имянаречение, церковнославянская традиция, диалектные черты, просторечие, поминовение, староверы Латгалии.
Источники
Грковић М. Речник личних имена код Срба. Београд : Вук Караџић, 1977.
ППК — Пособие к поминальной книжке. Рига : Издание Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины, 2012.
Стевановић П. Речник имена. Београд : Завод за уџбенике, 2014.
Тупиков Н. М. Словарь древнерусских личных собственных имен. СПб. : Тип. И. Н. Скороходова, 1903.
Исследования
Вукановић Т. Лична имена код Срба // Гласник Етнографског музеjа. Књ. 15. Београд : Етнографски музеj, 1940. С. 56–74.
Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. М. : Языки славянской культуры, 2004.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М. : Индрик, 2006.
Осипова К. В. Традиции употребления пива на Русском Севере: этнолингвистический аспект // Славянский альманах. 2017. № 2. С. 463–478.
Седакова И. А. Новая прагматика архаических моделей: имена неоязычников // Имя: семантическая аура / под ред. Т. М. Николаевой. М. : Языки славянских культур, 2007. С. 166–188.
Толстой Н. И. История и структура славянских литературных языков. М. : Наука, 1988.
Толстой Н. И., Толстая С. М. Имя в контексте народной культуры // Проблемы славянского языкознания. Три доклада к XII Международному съезду славистов. М. : Ин-т славяноведения РАН, 1998. С. 88–125.
Унбегаун Б. О. Русские фамилии / под общ. ред. Б. А. Успенского. М. : Прогресс, 1989.
Успенский Б. А. Из истории русских канонических имен (история ударения в канонических именах собственных в их отношении к русским литературным и разговорным формам). М. : Изд. Моск. ун-та, 1969.
Успенский Б. А. Мена имен в России в исторической и семиотической перспективе // Избр. тр. Т. 2 : Язык и культура. М. : Гнозис, 1994. С. 151–163.
|