2019. Т. 16. №3

Вернуться к содержанию выпуска

Литвина Анна Феликсовна
Успенский Федор Борисович

Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Москва, Россия

Особенности почитания соименных святых на Руси XVI–XVII вв.

Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 3. С. 9–29.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.3.028

Рукопись поступила в редакцию 27.04.2019

Аннотация: С первых веков христианизации культ того святого, в честь которого человек был наречен, играет совершенно особую роль в практике русского благочестия. Традиция почитания собственных небесных тезок претерпевает определенную эволюцию: если в домонгольское время она тяготеет к известному синкретизму, совокупному почитанию всех одноименных святых (так, носитель имени Андрей в XI или в XII столетии мог чтить практически на равных апостола Андрея, Андрея Юродивого, Андрея Критского и Андрея Стратилата, а обладатель имени Федор — свв. Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Феодора Освященного и др.), то для позднего Средневековья скорее характерна детальная точность и особое внимание к вполне конкретному патрону-тезке, по которому человек получил свое имя. Личный, нерасторжимый характер связи между христианином и его небесным тезкой отныне обеспечивался именно ювелирной конкретикой, предзаданностью их связи; по-видимому, в глазах человека позднего русского Средневековья точное знание, с кем именно из многочисленнейшего сонма святых он связан благодаря своему имени, служило залогом надежного функционирования этой связи. С другой стороны, на фоне такой аналитической точности в XVI–XVII вв. складывается тенденция, когда одно и то же лицо чтит одновременно своеобразную небесную пару — своего изначального покровителя и соименного ему собственно русского святого, чаще всего новопрославленного. Предполагается, что русский святой и его земной подопечный изначально получили свои календарные имена по одному и тому же небесному покровителю. При этом, как правило, просматриваются некие особые причины географического и/или биографического свойства, связывающие человека именно с этим «новым» святым. Тому, как был устроен этот обычай, эксплуатировавший ресурсы двойной соименности и сочетавший древние и инновационные черты, какое место он занимал в религиозном обиходе людей этой эпохи, и посвящена данная работа.

Ключевые слова: средневековая Русь, имянаречение, крестильное имя, церковный календарь, культ святых, почитание личных небесных покровителей, коммеморативные практики.

Финансирование и благодарности
Публикация подготовлена в ходе проведения исследования № 18-01-0040 «Феномен светской христианской двуименности в допетровской Руси» в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)» в 2018–2019 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100». В данной научной работе использованы также результаты проекта «Модели представления прошлого в Средние века и раннее Новое время», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2019 г.

Источники

ДРВ — Древняя российская вивлиофика / изд. Н. Новиковым : в 20 ч. 2-е изд., вновь испр. М. : Тип. Компании Типографической, 1788–1791.

РИБ — Русская историческая библиотека / изд. Археографическою комиссиею : в 39 т. Л. ; СПб. ; М. : Печатня В. И. Головина ; Изд. АН СССР, 1872–1927.

Сахаров 1851 — Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря / публ. И. П. Сахарова // Зап. Отд. рус. и слав. археологии Археол. о-ва. 1851. Т. 1. Отд. 3. С. 46–89.

Шаблова 2012 — Кормовое поминовение в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре в XVI–XVII веках / подгот. текстов и иссл. Т. И. Шабловой. СПб. : Реноме, 2012.

Шаблова 2017 — Новгородские синодики XIV–XVII веков / подгот. текста, исслед. Т. И. Шабловой. СПб. : Алетейя, 2017.

Эскин 2000 — Завещание князя Дмитрия Пожарского / публ. подгот. Ю. М. Эскиным // Отеч. история. 2000. № 1. С. 143–157.

 

Исследования

Антонова В. И. Волоколамская Богоматерь // Очерки по русскому и советскому искусству: Статьи, публикации, хроника / под общ. ред. Т. М. Коваленской. Л. : Художник РСФСР, 1974. С. 53–77.

Башнин Н. В., Корзинин А. Л. Новые данные к биографии опричника Малюты Скуратова // Рос. история. 2017. № 2. С. 172–188.

Власова Т. Б. История формирования иконостасов Архангельского собора // Архангельский собор Московского Кремля / сост. и науч. ред. Н. А. Маясова. М. : Художник и книга, 2002. С. 220–258.

Горматюк А. Царский лик. Надгробная икона великого князя Василия III. М. : ВХНРЦ, 2003.

Добронравов В. Г. История Троицкого Данилова монастыря в г. Переславле-Залесском. Переславль-Залесский : Переславский совет ВООПИиК, 2008.

Извеков Н. Д. Московский придворный Архангельский собор. Сергиев-Посад : [б. и.], 1916.

Изергин В. М. Отчет об открытии и деятельности Рязанской ученой архивной Комиссии в 1884 году // Вестн. археологии и истории. 1885. Вып. 2. С. 69–82.

Кобеко Д. Ф. Князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой // Изв. рус. генеал. о-ва. 1903. Вып. 2. С. 45–47.

Лебедев 1880 — Московский кафедральный Архангельский собор / сост. прот. Алексей Лебедев. М. : [б. и.], 1880.

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в Х–XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М. : Индрик, 2006.

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Исчисление имени: светская христианская двуименность XV–XVII вв. и возможности ее реконструкции // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании : материалы XXXI Междунар. науч. конф. (Москва, 12–14 апреля 2018 г.) / под общ. ред. Н. Брусиловского и др. М. : ИВИ РАН, 2018а. С. 23–26.

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Как звали думного дьяка Ивана Елеазаровича Цыплятева? (Из истории имянаречения в XVI в.) // «Вертоград многоцветный» : сб. к 80-летию Бориса Николаевича Флори / отв. ред. А. А. Турилов. М. : Индрик, 2018б. С. 387–396.

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Манифестация связи с правящим домом в женских именах: Ранние Романовы и семья Дмитрия Годунова // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2018в. № 4 (74): Декабрь. С. 63–79.

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Монашеское имя и феномен светской христианской двуименности в допетровской Руси // Средневековая Русь. Вып. 13 / отв. ред. А. А. Горский. М. : Индрик, 2018 г. С. 241–280.

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Русская христианская двуименность в филологической перспективе — из ономастического комментария к «Временнику» Ивана Тимофеева // Slavistična revija. 2018 д. Letnik 66. Št. 3: julij-september. S. 333–354.

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Две иконы из собрания Московского Кремля («Богоматерь Владимирская» и «Спас Вседержитель»): Ономастические ключи к проблеме атрибуции // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании : материалы XXXII Междунар. науч. конф. (Москва, 11–12 апреля 2019 г.). М. : РГГУ, 2019а. С. 14–18.

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Христианская двуименность в правящей династии на Руси: Этапы эволюции // Die Welt der Slaven. 2019б. Jhrg. 64. H. 1. С. 108–127.

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Князь Федор Телятевский и его небесные покровители // Факты и знаки: Исследования по семиотике истории. Вып. 4 / сост. Б. А. Успенский, Ф. Б. Успенский. В печати.

Лихачев Н. П. Двойные имена // Изв. рус. генеал. о-ва. 1900. Вып. 1. Отд. 1. С. 126–128.

Миролюбов Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях : в 2 ч. М. : Тип. В. Готье, 1860.

Манушина 1983 — Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея / авт.-сост. Т. Н. Манушина. М. : Сов. Россия, 1983.

Мартынова М. В. Ковчег Ивана Хворостинина // Художественные памятники Московского Кремля : материалы и исследования. Вып. 16 / отв. ред. А. К. Левыкин. М. : Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2003. С. 91–109.

Морошкин М. Я. О личных именах у русских и славян // Изв. Имп. археол. о-ва. 1863. Т. 4/4. С. 517–533.

Моршакова Е. А. Крест-мощевик // Христианские реликвии в Московском Кремле / ред.-сост. А. М. Лидов. М. : Радуница, 2000. С. 134–136.

Николаева Т. В. Надгробные плиты под западным притвором Троицкого собора // Загорский гос. историко-худож. музей-заповедник. Сообщения. Вып. 2. Загорск : [б. и.], 1958. С. 92–106.

Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л. : Аврора, 1969.

[Павел (Подлипский)]. Описание Переславского Троицкого Данилова монастыря из подлинных монастырских бумаг, составленное в 1829 году. М. : MelanarЁ, 2013. [Переизд. книги 1834 г. с новой пагинацией.]

Преображенский А. С. Надгробные покрова русских святых: К вопросу об иконографии, происхождении и функции // Церковное шитье в Древней Руси / ред.-сост. Э. С. Смирнова. М. : Галарт, 2010. С. 101–143.

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. М. : Унив. тип., 1852.

Ровинский Д. А. История русских школ иконописания до конца XVII века // Зап. Имп. археол. о-ва. 1856. Т. 8/1. С. 1–196.

Самойлова Т. Е. К истории возникновения традиции написания мерных икон // Древнерусское искусство: Русское искусство позднего Средневековья, XVI в. / отв. ред. А. Л. Баталов. М. : Дмитрий Буланин, 2003. С. 360–366.

Свирелин А. И. Князь Иван Петрович Борятинский // Чтения в О-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. 1859. Кн. 2 : Апрель–июнь. Отд. 5: Смесь. С. 33–38.

Свирелин А. И. Историко-статистическое описание Переславского Троицкого Данилова монастыря. М. : Тип. В. Готье, 1860.

Свирин А. Н. Опись тканей XIV–XVII вв. б. Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев : [б. и.], 1926.

Соловьева Т. Б. Русская антропонимическая лексика конца XV–XVI вв. // Slavica Gandensia. 2002. Vol. 29. P. 171–176.

Соловьева Т. Б. К вопросу о дуальности личных имен календарного происхождения в именовании людей в России XVI–XVII вв. // Памяти Лукичева : сб. ст. по истории и источниковедению / сост. Ю. М. Эскин. М. : Древлехранилище, 2006. С. 686–696.

Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции / ред.-сост. О. И. Подобедова. М. : Наука, 1977. С. 405–420.

Спирина Л. М. Серебряные лицевые дробницы из облачения духовенства XVI–XVII вв. из бывшего собрания Троице-Сергиева монастыря (К вопросу о значении дробниц в оформлении облачений и их атрибуции) // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России : материалы IV междунар. конф. (29 сент. — 1 окт. 2004 г.) / сост. и отв. ред. Т. Н. Манушина. М. : Индрик, 2007. С. 314–324.

Сукина Л. Б. Иван Петрович Барятинский (1615–1701): воевода, дипломат, монах // Cogito. Альманах истории идей. Вып. 6 / под ред. А. В. Кореневского. Ростов н/Д : Foundation, 2015. С. 280–293.

Троицкий, Арсеньев 1888 — Святые храмы города Тулы / под ред. Н. И. Троицкого и Ю. В. Арсеньева. Тула : Тул. губ. стат. ком., 1888.

Тупиков Н. М. Словарь древнерусских личных собственных имен. М. : Языки славянской культуры, 2005.

Успенский Б. А. Мена имен в России в исторической и семиотической перспективе // Успенский Б. А. Избр. тр. 2-е изд., испр. и доп. Т. 2. М. : Языки русской культуры, 1996. С. 187–202.

Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. М. ; СПб. : Нестор-История, 2017.

Харузин Н. Н. К вопросу об употреблении некалендарных имен в допетровской Руси // Сб. ист.-филол. о-ва при ин-те князя Безбородко в Нежине. Т. 2. Нежин : [б. и.], 1899. С. 150–171.

Цицинова О. А. О некоторых иконах из надгробных иконостасов Архангельского собора Московского Кремля // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России : К 200-летию Музеев Московского Кремля / отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М. : Индрик, 2006. С. 137–149.

Шакурова Е. В. Русские золотые изделия XIV–XVII вв. // Русское золото XIV — начала XX века из фондов государственных музеев Московского Кремля / авт.-сост. С. Я. Ковраская, И. Д. Костина, Е. В. Шакурова. М. : Сов. Россия, 1987. С. 11–87.

Шалина И. А. Иконы из ризницы Покровского Суздальского монастыря в собрании Русского музея // К 25-летию возрождения Свято-Покровского женского монастыря г. Суздаля (1992–2017) : материалы науч. чтений 13 окт. 2017 г. Суздаль : Свято-Покровский женский монастырь, 2018. С. 51–126.

Шереметев С. Д. Зарайск. СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1891.

Щенникова Л. А. Местночтимая икона «Богоматерь Владимирская» из Иосифо-Волоколамского монастыря и ее заказчик // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века : сб. ст. памяти Виктора Михайловича Сорокатого / ред.-сост. О. А. Дьяченко, Л. М. Евсеева. М. : Индрик, 2008. С. 173–198.

Эскин Ю. М. Дмитрий Михайлович Пожарский. М. : Квадрига, 2013.