Литвина Анна Феликсовна
Успенский Федор Борисович
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Москва, Россия
Особенности почитания соименных святых на Руси XVI–XVII вв.
Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 3. С. 9–29.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.3.028
Рукопись поступила в редакцию 27.04.2019
Аннотация: С первых веков христианизации культ того святого, в честь которого человек был наречен, играет совершенно особую роль в практике русского благочестия. Традиция почитания собственных небесных тезок претерпевает определенную эволюцию: если в домонгольское время она тяготеет к известному синкретизму, совокупному почитанию всех одноименных святых (так, носитель имени Андрей в XI или в XII столетии мог чтить практически на равных апостола Андрея, Андрея Юродивого, Андрея Критского и Андрея Стратилата, а обладатель имени Федор — свв. Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Феодора Освященного и др.), то для позднего Средневековья скорее характерна детальная точность и особое внимание к вполне конкретному патрону-тезке, по которому человек получил свое имя. Личный, нерасторжимый характер связи между христианином и его небесным тезкой отныне обеспечивался именно ювелирной конкретикой, предзаданностью их связи; по-видимому, в глазах человека позднего русского Средневековья точное знание, с кем именно из многочисленнейшего сонма святых он связан благодаря своему имени, служило залогом надежного функционирования этой связи. С другой стороны, на фоне такой аналитической точности в XVI–XVII вв. складывается тенденция, когда одно и то же лицо чтит одновременно своеобразную небесную пару — своего изначального покровителя и соименного ему собственно русского святого, чаще всего новопрославленного. Предполагается, что русский святой и его земной подопечный изначально получили свои календарные имена по одному и тому же небесному покровителю. При этом, как правило, просматриваются некие особые причины географического и/или биографического свойства, связывающие человека именно с этим «новым» святым. Тому, как был устроен этот обычай, эксплуатировавший ресурсы двойной соименности и сочетавший древние и инновационные черты, какое место он занимал в религиозном обиходе людей этой эпохи, и посвящена данная работа.
Ключевые слова: средневековая Русь, имянаречение, крестильное имя, церковный календарь, культ святых, почитание личных небесных покровителей, коммеморативные практики.
Финансирование и благодарности
Публикация подготовлена в ходе проведения исследования № 18-01-0040 «Феномен светской христианской двуименности в допетровской Руси» в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)» в 2018–2019 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100». В данной научной работе использованы также результаты проекта «Модели представления прошлого в Средние века и раннее Новое время», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2019 г.
Источники
ДРВ — Древняя российская вивлиофика / изд. Н. Новиковым : в 20 ч. 2-е изд., вновь испр. М. : Тип. Компании Типографической, 1788–1791.
РИБ — Русская историческая библиотека / изд. Археографическою комиссиею : в 39 т. Л. ; СПб. ; М. : Печатня В. И. Головина ; Изд. АН СССР, 1872–1927.
Сахаров 1851 — Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря / публ. И. П. Сахарова // Зап. Отд. рус. и слав. археологии Археол. о-ва. 1851. Т. 1. Отд. 3. С. 46–89.
Шаблова 2012 — Кормовое поминовение в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре в XVI–XVII веках / подгот. текстов и иссл. Т. И. Шабловой. СПб. : Реноме, 2012.
Шаблова 2017 — Новгородские синодики XIV–XVII веков / подгот. текста, исслед. Т. И. Шабловой. СПб. : Алетейя, 2017.
Эскин 2000 — Завещание князя Дмитрия Пожарского / публ. подгот. Ю. М. Эскиным // Отеч. история. 2000. № 1. С. 143–157.
Исследования
Антонова В. И. Волоколамская Богоматерь // Очерки по русскому и советскому искусству: Статьи, публикации, хроника / под общ. ред. Т. М. Коваленской. Л. : Художник РСФСР, 1974. С. 53–77.
Башнин Н. В., Корзинин А. Л. Новые данные к биографии опричника Малюты Скуратова // Рос. история. 2017. № 2. С. 172–188.
Власова Т. Б. История формирования иконостасов Архангельского собора // Архангельский собор Московского Кремля / сост. и науч. ред. Н. А. Маясова. М. : Художник и книга, 2002. С. 220–258.
Горматюк А. Царский лик. Надгробная икона великого князя Василия III. М. : ВХНРЦ, 2003.
Добронравов В. Г. История Троицкого Данилова монастыря в г. Переславле-Залесском. Переславль-Залесский : Переславский совет ВООПИиК, 2008.
Извеков Н. Д. Московский придворный Архангельский собор. Сергиев-Посад : [б. и.], 1916.
Изергин В. М. Отчет об открытии и деятельности Рязанской ученой архивной Комиссии в 1884 году // Вестн. археологии и истории. 1885. Вып. 2. С. 69–82.
Кобеко Д. Ф. Князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой // Изв. рус. генеал. о-ва. 1903. Вып. 2. С. 45–47.
Лебедев 1880 — Московский кафедральный Архангельский собор / сост. прот. Алексей Лебедев. М. : [б. и.], 1880.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в Х–XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М. : Индрик, 2006.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Исчисление имени: светская христианская двуименность XV–XVII вв. и возможности ее реконструкции // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании : материалы XXXI Междунар. науч. конф. (Москва, 12–14 апреля 2018 г.) / под общ. ред. Н. Брусиловского и др. М. : ИВИ РАН, 2018а. С. 23–26.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Как звали думного дьяка Ивана Елеазаровича Цыплятева? (Из истории имянаречения в XVI в.) // «Вертоград многоцветный» : сб. к 80-летию Бориса Николаевича Флори / отв. ред. А. А. Турилов. М. : Индрик, 2018б. С. 387–396.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Манифестация связи с правящим домом в женских именах: Ранние Романовы и семья Дмитрия Годунова // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2018в. № 4 (74): Декабрь. С. 63–79.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Монашеское имя и феномен светской христианской двуименности в допетровской Руси // Средневековая Русь. Вып. 13 / отв. ред. А. А. Горский. М. : Индрик, 2018 г. С. 241–280.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Русская христианская двуименность в филологической перспективе — из ономастического комментария к «Временнику» Ивана Тимофеева // Slavistična revija. 2018 д. Letnik 66. Št. 3: julij-september. S. 333–354.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Две иконы из собрания Московского Кремля («Богоматерь Владимирская» и «Спас Вседержитель»): Ономастические ключи к проблеме атрибуции // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании : материалы XXXII Междунар. науч. конф. (Москва, 11–12 апреля 2019 г.). М. : РГГУ, 2019а. С. 14–18.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Христианская двуименность в правящей династии на Руси: Этапы эволюции // Die Welt der Slaven. 2019б. Jhrg. 64. H. 1. С. 108–127.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Князь Федор Телятевский и его небесные покровители // Факты и знаки: Исследования по семиотике истории. Вып. 4 / сост. Б. А. Успенский, Ф. Б. Успенский. В печати.
Лихачев Н. П. Двойные имена // Изв. рус. генеал. о-ва. 1900. Вып. 1. Отд. 1. С. 126–128.
Миролюбов Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях : в 2 ч. М. : Тип. В. Готье, 1860.
Манушина 1983 — Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея / авт.-сост. Т. Н. Манушина. М. : Сов. Россия, 1983.
Мартынова М. В. Ковчег Ивана Хворостинина // Художественные памятники Московского Кремля : материалы и исследования. Вып. 16 / отв. ред. А. К. Левыкин. М. : Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2003. С. 91–109.
Морошкин М. Я. О личных именах у русских и славян // Изв. Имп. археол. о-ва. 1863. Т. 4/4. С. 517–533.
Моршакова Е. А. Крест-мощевик // Христианские реликвии в Московском Кремле / ред.-сост. А. М. Лидов. М. : Радуница, 2000. С. 134–136.
Николаева Т. В. Надгробные плиты под западным притвором Троицкого собора // Загорский гос. историко-худож. музей-заповедник. Сообщения. Вып. 2. Загорск : [б. и.], 1958. С. 92–106.
Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л. : Аврора, 1969.
[Павел (Подлипский)]. Описание Переславского Троицкого Данилова монастыря из подлинных монастырских бумаг, составленное в 1829 году. М. : MelanarЁ, 2013. [Переизд. книги 1834 г. с новой пагинацией.]
Преображенский А. С. Надгробные покрова русских святых: К вопросу об иконографии, происхождении и функции // Церковное шитье в Древней Руси / ред.-сост. Э. С. Смирнова. М. : Галарт, 2010. С. 101–143.
Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. М. : Унив. тип., 1852.
Ровинский Д. А. История русских школ иконописания до конца XVII века // Зап. Имп. археол. о-ва. 1856. Т. 8/1. С. 1–196.
Самойлова Т. Е. К истории возникновения традиции написания мерных икон // Древнерусское искусство: Русское искусство позднего Средневековья, XVI в. / отв. ред. А. Л. Баталов. М. : Дмитрий Буланин, 2003. С. 360–366.
Свирелин А. И. Князь Иван Петрович Борятинский // Чтения в О-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. 1859. Кн. 2 : Апрель–июнь. Отд. 5: Смесь. С. 33–38.
Свирелин А. И. Историко-статистическое описание Переславского Троицкого Данилова монастыря. М. : Тип. В. Готье, 1860.
Свирин А. Н. Опись тканей XIV–XVII вв. б. Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев : [б. и.], 1926.
Соловьева Т. Б. Русская антропонимическая лексика конца XV–XVI вв. // Slavica Gandensia. 2002. Vol. 29. P. 171–176.
Соловьева Т. Б. К вопросу о дуальности личных имен календарного происхождения в именовании людей в России XVI–XVII вв. // Памяти Лукичева : сб. ст. по истории и источниковедению / сост. Ю. М. Эскин. М. : Древлехранилище, 2006. С. 686–696.
Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции / ред.-сост. О. И. Подобедова. М. : Наука, 1977. С. 405–420.
Спирина Л. М. Серебряные лицевые дробницы из облачения духовенства XVI–XVII вв. из бывшего собрания Троице-Сергиева монастыря (К вопросу о значении дробниц в оформлении облачений и их атрибуции) // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России : материалы IV междунар. конф. (29 сент. — 1 окт. 2004 г.) / сост. и отв. ред. Т. Н. Манушина. М. : Индрик, 2007. С. 314–324.
Сукина Л. Б. Иван Петрович Барятинский (1615–1701): воевода, дипломат, монах // Cogito. Альманах истории идей. Вып. 6 / под ред. А. В. Кореневского. Ростов н/Д : Foundation, 2015. С. 280–293.
Троицкий, Арсеньев 1888 — Святые храмы города Тулы / под ред. Н. И. Троицкого и Ю. В. Арсеньева. Тула : Тул. губ. стат. ком., 1888.
Тупиков Н. М. Словарь древнерусских личных собственных имен. М. : Языки славянской культуры, 2005.
Успенский Б. А. Мена имен в России в исторической и семиотической перспективе // Успенский Б. А. Избр. тр. 2-е изд., испр. и доп. Т. 2. М. : Языки русской культуры, 1996. С. 187–202.
Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. М. ; СПб. : Нестор-История, 2017.
Харузин Н. Н. К вопросу об употреблении некалендарных имен в допетровской Руси // Сб. ист.-филол. о-ва при ин-те князя Безбородко в Нежине. Т. 2. Нежин : [б. и.], 1899. С. 150–171.
Цицинова О. А. О некоторых иконах из надгробных иконостасов Архангельского собора Московского Кремля // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России : К 200-летию Музеев Московского Кремля / отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М. : Индрик, 2006. С. 137–149.
Шакурова Е. В. Русские золотые изделия XIV–XVII вв. // Русское золото XIV — начала XX века из фондов государственных музеев Московского Кремля / авт.-сост. С. Я. Ковраская, И. Д. Костина, Е. В. Шакурова. М. : Сов. Россия, 1987. С. 11–87.
Шалина И. А. Иконы из ризницы Покровского Суздальского монастыря в собрании Русского музея // К 25-летию возрождения Свято-Покровского женского монастыря г. Суздаля (1992–2017) : материалы науч. чтений 13 окт. 2017 г. Суздаль : Свято-Покровский женский монастырь, 2018. С. 51–126.
Шереметев С. Д. Зарайск. СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1891.
Щенникова Л. А. Местночтимая икона «Богоматерь Владимирская» из Иосифо-Волоколамского монастыря и ее заказчик // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века : сб. ст. памяти Виктора Михайловича Сорокатого / ред.-сост. О. А. Дьяченко, Л. М. Евсеева. М. : Индрик, 2008. С. 173–198.
Эскин Ю. М. Дмитрий Михайлович Пожарский. М. : Квадрига, 2013.
|