2018. Т. 15. №3

Вернуться к содержанию выпуска

Blanca María Prósper
University of Salamanca
Salamanca, Spain

Celtic Theonymy at the 14th F.E.R.C.AN. Workshops
Рец. на кн.: Kelto-Römische Gottheiten und ihre Verehrer. Akten des 14 F.E.R.C.AN.-Workshops, Trier 12–14 Oktober 2015 / Hrg. K. Matijević. — Rahden : VML Vlg Marie Leidorf, 2016. — 296 S.

Вопросы ономастики. 2018. Т. 15. № 3. С. 242–249.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2018.15.3.040

Рукопись поступила в редакцию 07.09.2017

Аннотация: Древние надписи, содержащие имена божеств и религиозные термины, обладают исключительным значением для понимания кельтской религии в ее различных формах. Эти источники никогда ранее не систематизировались и не анализировались, это и является главной целью проекта F.E.R.C.AN. (Fontes Epigraphici Religionum Celticarum Antiquarum), запущенного в 1998 г. Австрийской академией наук. К настоящему моменту результаты семинаров F.E.R.C.AN. нашли отражение в целой серии публикаций, где представлены новые находки и этимологические интерпретации, обсуждаются методологические вопросы, а также конкретные проблемы кельтской религиозной терминологии и социологии религии. В результате исследований, проведенных в рамках проекта F.E.R.C.AN., удалось уточнить элементы, входившие в вотивные формулы, разграничить теонимы и эпитеты, идентифицировать несколько слоев теонимов, а также зафиксировать теонимические синонимы (так называемые interpretatio Romana). В настоящей рецензии анализируются результаты 14-го семинара F.E.R.C.AN., состоявшегося в Трире в 2015 г., обсуждаются частные этимологические и методологические вопросы.

Ключевые слова: кельтская религия, кельтские языки, латинская эпиграфика, праиндоевропейская реконструкция, теонимия

Литература

Evans, D. E. (1967). Gaulish Personal Names. Oxford: Oxford University Press.

Falileyev, A. (2007). Celtic Dacia. Personal Names, Place-Names and Ethnic Names of Celtic Origin in Dacia and Scythia Minor. Aberystwyth: CMCS.

Matasović, R. (2009). Etymological Dictionary of Proto-Celtic. Leiden: Brill.

Matasović, R. (2009). Sun and Moon in Celtic and Indo-European. In T. A. Mikhailova, & S. Mac Mathúna (Eds.), Proceedings of the Second International Colloquium of Societas Celto-Slavica (pp. 154–162). Moscow: MAKS Press.

Meißner, T. (2010). Bratonio Gratias: Bemerkungen zur festlandkeltischen Onomastik und Phraseologie. Zeitschrift für celtische Philologie, 57 (1), 97–106. https://doi.org/10.1515/9783484605909.97

Prósper, B. (2015). Celtic and non-Celtic Divinities from Ancient Hispania: Power, Daylight, Fertility, Water Spirits and what they Can Tell us about Indo-European Morphology. Journal of Indo-European Studies, 43 (1/2), 1–56.

Prósper, B. (2016), The Indo-European Names of Central Hispania. A Study in Continental Celtic and Latin Word Formation. Innsbruck: IBS.

Prósper, B. (2017). The Irreducible Gauls Used to Swear by Belenos. — Or did they? Celtic Religion, Henbane and Historical Misapprehensions. Zeitschrift für celtische Philologie, 64 (1), 255–298. https://doi.org/10.1515/zcph-2017-0007

Prósper, B. (2018). The Indo-European Personal Names of Pannonia, Noricum and Northern Italy: Comparative and Superlative Forms in Celtic, Venetic, and South-Picene. Voprosy onomastiki, 15, 2, 108–138. https://dx.doi.org/10.15826/vopr_onom.2018.15.2.017

Villar, F. (1995). Estudios de celtibérico y de toponimia prerromana [Studies in Celtiberian and Pre-Roman Toponymy]. Salamanca: EUSAL.

Viret, J., Lambert, P.-Y., Stüber, K., Stifter, D., & Repanšek, L. (2014). La défixion gauloise de Chartres. Extrait des Études Celtiques, 39, 123–192, Paris: C.N.R.S. Éditions.

Weiss, M. (2017). An Italo-Celtic Divinity and a Common Sabellic Sound Change. Classical Antiquity, 36, 370–389. https://doi.org/10.1525/ca.2017.36.2.370.