Клименко Елена Николаевна*
Рут Мария Эдуардовна**
*Уральский государственный лесотехнический университет
**Уральский федеральный университет
Екатеринбург, Россия
Неофициальные урбанонимы Екатеринбурга в социолингвистическом аспекте
Вопросы ономастики. 2018. Т. 15. № 2. С. 210–222.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2018.15.2.022
Рукопись поступила в редакцию 12.05.2018
Аннотация: Статья посвящена исследованию феномена неофициальной урбанонимии на примере урбанонимов города Екатеринбурга. Понимая под городскими топообъектами не только улицы, площади, микрорайоны и т. п., но и социально-бытовые, учебные, культурные, промышленные объекты (здания и строения), авторы исследуют факторы, влияющие на появление неофициальных городских названий. Неофициальная урбанономинация расценивается как акт активного вмешательства городского социума в создание «городского текста». Для оценки интенций социума-номинатора проведено анкетирование среди преподавателей, аспирантов и студентов вузов, а также старшеклассников (общее число респондентов — 300 человек). Среди анкетируемых присутствуют как горожане, так и люди, приехавшие в Екатеринбург недавно или являющиеся гостями города. Разработанная авторами анкета включает вопросы, позволяющие выявить возрастные и гендерные параметры социума, отношение респондентов к неофициальным названиям, их представления о причинах возникновения и сферах бытования новых урбанонимов. Проведенный опрос показал, что главным параметром, характеризующим создателей неофициальной урбанонимии, является их статус старожилов: знание неофициального урбанонимикона является свидетельством глубинной включенности номинаторов в жизнь города. Для негорожан знакомство с неофициальными урбанонимами оказывается элементом «посвящения в старожилы». Хотя возрастная характеристика номинаторов не представляется респондентам существенной, все же можно говорить о том, что неофициальная урбанонимия создается в молодежной среде. Результаты анкетирования демонстрируют два тесно переплетающихся фактора, влияющих на развитие неофициальной урбанонимии: это реализация принципа экономии языковых усилий, проявляющаяся в процессах усечения, стяжения официальных названий, и тенденция к карнавализации городского пространства, порождающая яркие, насыщенные экспрессией образные именования.
Ключевые слова: официальная и неофициальная урбанонимия, номинация, социолингвистика, анкетирование, городской социум
Литература
Источники
Влахова-Ангелова М. Улиците на София: картографиране на градската идентичност. София : Ин-т за български език «Проф. Любомир Андрейчин», 2013.
Климкова Л. А. Микротопонимический словарь Нижегородской области (Окско-Волжско-Сурское междуречье) : в 3 ч. Арзамас : АГПИ, 2006.
Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М. : Наука, 1988.
Исследования
Голомидова М. В. Искусственная номинация в русской ономастике. Екатеринбург : УГПУ, 1998.
Голомидова М. В. Урбанонимический дизайн: к вопросу о названии внутригородских объектов // Вопр. ономастики. 2015. № 1 (18). С. 186–196.
Широков А. Г. Русская урбанонимия в диахроническом освещении: апеллятивно-онимические комплексы : дис. … канд. филол. наук / Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград, 2002.
|
|