2018. Т. 15. №2

Вернуться к содержанию выпуска

Литвина Анна Феликсовна
Успенский Федор Борисович
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Москва, Россия

Почитание Богоматери и некоторые аспекты имянаречения в допетровской Руси

Вопросы ономастики. 2018. Т. 15. № 2. С. 87–107.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2018.15.2.016

Рукопись поступила в редакцию 09.01.2018

Аннотация: Статья посвящена описанию особой модели выбора имени, связанной с запретом на наречение в честь Девы Марии. На Руси имя Богоматери невозможно было получить ни в крещении, ни, судя по всему, при монашеском постриге — это ограничение весьма строго и последовательно соблюдается с домонгольского времени и до наших дней. Хорошо известно при этом, что имя Мария охотно давалось в честь множества святых, соименных Богородице. В работе показано, что в XVI–XVII вв. имя Мария могло, кроме того, даваться по дню празднования одной из многочисленных богородичных икон. Тем самым нарекаемая как бы становилась тезкой одного из почитаемых образов Богородицы, а священное имя могло быть использовано без прямого нарушения запрета на его употребление. Культ богородичных икон встраивался в сложную систему значимых дат, которые определяли выбор личных имен одного и того же человека, а заодно не только структурировали его жизнь от рождения до кончины, но и предопределяли практику его посмертного поминовения. Существенно, что подобная модель наречения по иконе ни в коей мере не распространялась на имя Христа, однако, возможно, играла особую роль в культе св. Николая Мирликийского, чье имя на Руси в ту эпоху также включалось в круг nomina sacra.

Ключевые слова: Средневековая Русь, имянаречение, имя Мария, почитание икон, культ Богоматери, богородичные праздники, церковный календарь, культ святых, вкладные и кормовые книги, традиции поминовения, патрональные святые

Литература

Источники

Алексеев 2006 — Вкладная и Кормовая книга Московского Симонова монастыря / подгот. текста, вступ. ст., сост. комм. и словаря терминов А. И. Алексеев ; сост. именного указателя А. И. Алексеев, А. В. Маштафаров // Вестн. церковной истории. 2006. № 3. С. 5–184.

Алексеев А. И. Первая редакция Вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.) // Вестн. церковной истории. 2010. № 3–4 (19/20). С. 17–117.

АРАН — Архив Российской академии наук (Москва).

Безроднов В. С. Вкладная и Кормовая книга Коряжемского Никольского монастыря // Вестн. церковной истории. 2011. Вып. 1–2 (21/22). С. 56–116.

Белокуров С. А. Разрядные записи за Смутное время (7113–7121 гг.). М. : Тип. Штаба Моск. воен. округа, 1907.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства). Киев : Тип. Киево-Печерской Успенской лавры, 1913.

Васильев, Грязнов — Синодик князей Шелешпальских / публ. Ю. С. Васильева и А. Л. Грязнова // Белозерье : краевед. альманах. Вып. 2 / под ред. Ю. С. Васильева. Вологда : Легия, 1998. С. 118–127.

Дмитриев А. Выписка из Сольвычегодского синодика Строгановых // Пермская старина : сб. ист. ст. и материалов преимущественно о Пермском крае. Вып. 6 : Первые годы после Ермака и Смутное время. Пермь : Тип. Н-ков П. Ф. Каменского, 1895. С. 175–184.

ДРВ — Древняя российская вивлиофика / изд. Н. Новиковым : в 20 ч. 2-е изд., вновь испр. М. : Тип. Компании Типографической, 1788–1791.

(Кавелин) Леонид. Махрищский монастырь. Синодик и вкладная книга // Чтения в Имп. О-ве истории и древностей Российских при Московском ун-те. 1878. Кн. 3. С. 1–37.

Кистерев С. Н. Акты Московского Чудова монастыря 1507–1606 годов // Рус. дипломатарий. 2003. Вып. 9. С. 59–234.

Невоструев — Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное Саввою, епископом Крутицким / подгот. К. И. Невоструев // Чтения в О-ве любителей духовного просвещения. 1865. Кн. 2. С. 1–76.

Павлов-Сильванский — Источники по социально-экономической истории России XVI–XVIII вв. Из архива Московского Новодевичьего монастыря / под ред. В. И. Корецкого ; подгот. текста и вступ. ст. В. Б. Павлова-Сильванского. М. : Ин-т истории СССР, 1985.

ПСРЛ — Полное собрание русских летописей : в 43 т. Пг. ; Л. ; СПб. ; М., 1841–2004.

Рыбаков — Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / изд. подгот. Е. Н. Клитина, Т. Н. Манушина, Т. В. Николаева ; отв. ред. Б. А. Рыбаков. М. : Наука, 1987.

(Спасский) Сергий. Полный месяцеслов Востока : в 3 т. Владимир : Типо-Лит. В. А. Паркова, 1901.

Титов А. [А.]. Вкладные и кормовые книги ростовского Борисоглебского монастыря в XV, XVI, XVII и XVIII столетиях. Ярославль : Тип. Губерн. Земской Управы, 1881.

[Тихонравов Н.] Синодик и родительский летописец Строгановых / по рукописи проф. Н. Тихонравова // Чтения в Имп. О-ве истории и древностей Российских при Московском ун-те. 1884. Кн. 1. Отд. 1 : Материалы исторические. С. 1–23.

Шаблова — Кормовое поминовение в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре в XVI–XVII веках. Публ. : Синодичное предисловие ; Книга кормовая ; Синодик кормовой / подгот. текстов и исслед. Т. И. Шабловой. СПб. : Реноме, 2012.

Шумаков, Шохин — Шумаков С. [А.]. Обзор «Грамот Коллегии Экономии». Вып. 5 : Материалы по Владимиру, Гороховцу, Мурому, Суздалю, Юрьев-Польскому и Вологде / сост. Л. И. Шохин. М. : Древлехранилище, 2002.

Исследования

Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1963.

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в Х–XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М. : Индрик, 2006.

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Монашеское имя и феномен светской христианской двуименности в допетровской Руси // Средневековая Русь. Вып. 13. М. : Индрик, 2018. С. 241–280.

Панова Т. Д. Кремлевские усыпальницы. История, судьба, тайна. М. : Индрик, 2003.

Петров Н. И. О распространении имени Николай и практиках христианского имянаречения в домонгольской Руси // Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки : материалы VIII Междунар. науч.-богослов. конф., посвящ. 70-летию возрождения С.-Петерб. духовной акад. (16–17 ноября 2016 г.) : в 2 ч. Ч. 2 : Русская религиозная философия. История Церкви. Музыкальное искусство. СПб. : СПБДА, 2017. С. 144–175.

Рябинина Н. И. Традиционная культура старообрядцев Хабаровского края : дис. … канд. культурологии / Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т. Комсомольск-на-Амуре, 2003.

Успенский Б. А. Из истории русских канонических имен (История ударения в канонических именах собственных в их отношении к русским литературным и разговорным формам). М. : Изд-во МГУ, 1969.

Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М. : Изд-во МГУ, 1982.

Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. СПб. : Нестор-История, 2017.

Успенский Ф. Б. Христианская двуименность на Руси в XIV–XVI веках. Догадки и закономерности //

Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании : материалы XXIX Междунар. науч. конф. (Москва, 13–15 апреля 2017 г.) / ред. Н. М. Брусиловский и др. М. : РГГУ, 2017. С. 41–44.

Успенский Ф. [И.]. Константинопольский собор 842 г. и утверждение православия // Журн. М-ва нар. просвещения. 1891. Шестое десятилетие. Ч. 273. С. 73–158.

Чечулин Н. Личные имена в писцовых книгах XVI в., не встречающиеся в православных святцах // Библиограф. 1890. № 7–8. С. 73–84.

Щенникова Л. А. «Блаженное чрево» икона Божией Матери // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Т. 5. М. : Православная энциклопедия, 2002. С. 346–347.

Mitterauer M. Ahnen und Heilige: Namengebung in der europäischen Geschichte. München : Verlag C. H. Beck, 1993.