2018. Т. 15. №1

Вернуться к содержанию выпуска

Топорков Андрей Львович
Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН
Москва, Россия

Ономастикон Олонецкого сборника заговоров XVII века

Вопросы ономастики. 2018. Т. 15. № 1. С. 115–133.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2018.15.1.005

Рукопись поступила в редакцию 02.05.2017

Аннотация: В статье рассматривается корпус имен, которые встречаются в заговорах рукописного Олонецкого сборника второй четверти ХVII в. Выявляются условия, при которых персонаж заговора получает собственное имя, предлагается систематизация ономастикона, определяются функции соответствующих персонажей, дается семантико-мотивационный комментарий, проясняющий происхождение или текстовые значения ряда имен (Иван хоробер, Мар(и)ин сын; Гонгой и Гогея; дуб Маврий и т. п.). В результате обработки текстов Олонецкого сборника (около 90 заговоров) выявлено несколько групп антропонимов: наименования персонажей христианского пантеона; имена других персонажей Ветхого и Нового Завета; имена православных святых; имена духов — хозяев леса и природных объектов. Чаще всего в заговорах фигурируют Христос и Богородица, которые выполняют несколько функций: они выступают как персонажи Священного Предания, адресаты молитвенных обращений (о помощи, заступничестве, исцелении) и субъекты определенных действий, призванных защитить имярека или наказать его недругов. Такие персонажи, как св. Георгий Победоносец, чудотворцы Коcма и Дамиан, Илья-пророк, царь Соломон и Адам, занимают пограничное положение между христианскими и фольклорно-мифологическими образами; например, к св. Георгию обращались как к повелителю волков и других диких зверей, Илью-пророка изображали как всадника и громовержца, рассматривали в одном ряду с небесными, земными и водными силами и даже с покойниками-родителями. Наряду с персонажами христианского предания в заговорах Олонецкого сборника фигурируют мифологические существа: царь Гонгой и царица Гогея, царь Парфей, царь Шустий, царь Жажда. Антропоморфизация природных объектов привела к появлению таких номинаций, как заря Огрофена, дуб Маврий, дуб Егор; эти имена могут также испытывать влияние сакральных прецедентов (дуб Егор св. Георгий).

Ключевые слова: Олонецкий сборник, ономастикон, антропонимы, заговоры, система персонажей, христианский пантеон, православные святые

Литература

Источники

Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2007–. Вып. 1–.

Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М. : Наука, 1974.

Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. (По старинным рукописям и современным записям) : в 3 ч. СПб. : Тип. М-ва путей сообщения ; Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1908.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М. : Рус. яз., 2002.

Лахтин М. Ю. Старинные памятники медицинской письменности: Дословный текст лечебника, хранящегося в Московской Патриаршей библиотеке. 2-е изд. М. : Либроком, 2012.

МРРК — Мифологические рассказы русских крестьян XIX–XX вв. / сост., подг. текстов, вступ. ст. и комм. М. Н. Власовой. 2-е изд. СПб. : Пушкинский дом, 2015.

ПОС — Псковский областной словарь с историческими данными. Л. ; СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1967–. Вып. 1–.

РЗРИ — Русские заговоры из рукописных источников XVII — первой половины XIX в. / сост., подг. текстов, статьи и комм. А. Л. Топоркова. М. : Индрик, 2010.

СГРС — Словарь говоров Русского Севера / под ред. А. К. Матвеева. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001–. Т. 1−.

Седакова О. А. Церковнославяно-русские паронимы : материалы к словарю. М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2005.

Срезневский В. И. Описание рукописей и книг, собранных для Имп. Академии наук в Олонецком крае. СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1913.

СРНГ — Словарь русских народных говоров / гл. ред. Ф. П. Филин (вып. 1–22), Ф. П. Сороколетов (вып. 23–42), С. А. Мызников (вып. 43–). М. ; Л. ; СПб. : Наука, 1965–. Вып. 1–.

СРЯ XI–XVII — Словарь русского языка XI–XVII вв. / гл. ред. С. Г. Бархударов и др. М. : Наука, 1975–. Вып. 1–.

Исследования

Агапкина Т. А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира. М. : Индрик, 2010.

Березович Е. Л. Язык и традиционная культура: Этнолингвистические исследования. М. : Индрик, 2007.

Винокурова И. Ю. Ритуал первого выгона скота на пастбища у вепсов // Обряды и верования народов Карелии / ред. А. П. Конкка, Э. С. Киуру. Петрозаводск : Тип. им. П. Ф. Анохина, 1988. С. 4–26.

Журавлев А. Ф. Фонетика бесовской речи (на восточнославянском материале) // Ethnolinguistica Slavica. К 90-летию академика Никиты Ильича Толстого / ред. С. М. Толстая. М. : Индрик, 2013. С. 344–362.

Криничная Н. А. Крестьянин и природная среда в свете мифологии. Былички, бывальщины и поверья Русского Севера : исследования, тексты, комментарии. М. : Русский фонд содействия образованию и науке, 2011.

Перетц В. Н. Из истории старинной русской повести: Слухи и толки о патриархе Никоне в литературной обработке писателей XVII–XVIII вв. // Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. 1900. Т. 5. Кн. 1. С. 123–190.

Страхов А. Б. Два Ивана да Марья с Мареной // Palaeoslavica. 2008. Т. 16. № 2. P. 68–102.

Толстая С. М. Анна // Славянские древности : этнолингв. словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. М. : Междунар. отношения, 1995–2012. Т. 1. С. 111–112.

Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. М. : Индрик, 2003.

Топорков А. Л. Антропонимическое пространство Олонецкого сборника заговоров ХVII века // Имя: внутренняя структура, семантическая аура, контекст : тез. Междунар. науч. конф. (30 янв. — 2 февр. 2001 г.) : в 2 ч. / отв. ред. Т. М. Николаева. М. : Ин-т славяноведения РАН, 2001. Ч. 2. С. 126–131.

Успенский Б. А. Облик черта и его речевое поведение // In Umbra: Демонология как семиотическая система : альманах / отв. ред. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. М. : Изд. центр РГГУ, 2012. С. 17–65.

Юдин А. В. Ономастикон русских заговоров: Имена собственные в русском магическом фольклоре. М. : МОНФ, 1997.