Топорова Татьяна Владимировна
Институт языкознания РАН
Москва, Россия
Имя собственное как маркер космогонической песни
Вопросы ономастики. 2017. Т. 14. № 2. C. 55–70.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2017.14.2.010
Рукопись поступила в редакцию 12.02.2017
Аннотация: Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы доказать внутреннюю цельность «Речей Гримнира», выдвинуть гипотезу об имени собственном как ключе к пониманию структуры и семантики этой эддической песни. В «Речах Гримнира» имя с прозрачной семантической мотивировкой может как эксплицировать ключевые признаки денотата в тулах, представляющих собой исчерпывающие классификационные схемы, так и имплицировать их (ср. множественность имен Одина, служащих для сокрытия его подлинного имени и сути). Самоидентификация Одина в финале песни, отказ от его многочисленных имен и прямая номинация («я», «Один») могут рассматриваться как особое экстатическое состояние, при котором открываются высшие знания о происхождении и устройстве Вселенной, а также подлинная сущность самого Одина. Антитеза имени-экспликатора и имени-импликатора свойств субъекта и объекта может нейтрализоваться в акте жертвоприношения, когда Один постигает информацию о происхождении и устройстве Вселенной, причем имена собственные представляют и объекты — персонифицированные элементы Вселенной в концепции космогенеза (реки, олени), и субъектов (валькирий, бога Одина). Поэтому не что иное, как имя собственное является композиционной скрепой, объединяющей две части «Речей Гримнира» — прозаическое обрамление и основную часть повествования. В «Речах Гримнира» представлена идеальная модель мира, воплощенная первым и наилучшим именем собственным.
Ключевые слова: «Старшая Эдда», древнеисландский язык, имя собственное, внутренняя форма имени, имя-экспликатор, имя-импликатор, космогоническая песня, идеальная модель мира
Литература
Гуревич Е. А. Характеризующее хейти в тулах и его прототипы (к проблеме «скальдическая синонимика и мифологическая номинация») // Эпос Северной Европы. Пути эволюции / под ред. Н. С. Чемоданова. М. : Изд-во МГУ, 1989. С. 96–118.
Дульзон А. П. Кетский язык. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1968.
МНМ — Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М. : Советская энциклопедия, 1980–1982.
Стеблин-Каменский М. И. Старшая Эдда // Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях / пер. А. И. Корсуна ; ред., вступ. ст. и коммент. М. И. Стеблин-Каменского. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1963. С. 181–213.
СЭ — Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях / пер. А. И. Корсуна ; ред., вступ. ст. и коммент. М. И. Стеблин-Каменского. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1963.
Топоров В. Н. Предыстория литературы у славян. Опыт реконструкции (Введение к курсу истории славянских литератур). М. : Изд-во РГГУ, 1998.
Топорова Т. В. Язык и стиль древнегерманских заговоров. М. : Эдиториал УРСС, 1996.
Falk Hj. Odensheite. Kristiania: I kommision hos Jacob Dybwad, 1924.
Gutenbrunner S. Eddastudien III. Über ek und hon in der Völospa // Arkiv för nordisk filologi. 1957. Bd. 72. S. 7–12.
Krappe A. H. Odin entre les feux // Acta philologica scandinavica. 1933. Vol. 8. P. 136–145.
Olsen M. Fra Eddaforskningen: Grímnismál og den höiere textkritikk // Arkiv för nordisk filologi. 1933. Bd. 49. S. 263–278.
Schneider H. Eine Uredda. Halle : Max Niemeyer Verlag, 1948.
Starý J. Veni, vidi, mori: the eddic poem Grímnismál as a dramatic and mythological unity // Acta Universitatis Carolinae. Philologica 1 / Germanistica Pragensia XXI. 2012. P. 7–35.
Vries J. de. Om Eddaens Visdomsdigtning // Arkiv för nordisk filologi. 1934. Bd. 50. S. 1–59.
|