2014 №2 (17)

Вернуться к содержанию выпуска

Доброва Галина Радмировна
Российский государственный
педагогический университет
им. А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Россия

Личные имена в детской речи: процесс освоения

Вопросы ономастики. 2014. № 2 (17). C. 103–111

Аннотация: В статье рассматривается процесс осознания детьми различий между собственными и нарицательными существительными. На материале записей спонтанной речи детей и экспериментальных данных, с одной стороны, доказывается, что изучение ранних стадий процесса освоения личных имен детьми в сравнении с процессом освоения ими апеллятивной лексики позволяет выявить такие важнейшие особенности формирующегося языкового сознания, как способность к разграничению идентифицирующих / генерализующих языковых знаков, к выстраиванию гипо-гиперонимической иерархии имен — от индивидуального обозначения референта до максимально обобщенного его обозначения (от антропонима до различных видов апеллятивов, включающих сложные, релятивные, всецело зависящие от точки отсчета, в том числе реципрокные, языковые знаки — термины родства). С другой стороны, автор показывает, что антропоцентрический подход к личному имени как к языковому знаку, в особенности базирующийся на исследовании процесса формирования языковой личности в онтогенезе, позволяет акцентировать внимание на таких свойствах личного имени, как кореферентность личных имен и терминов родства, релятивность, а также шифтерность личных имен, т. е. зависимость выбора говорящим формы имени от отношений именуемого и именующего в иерархии социальных отношений.

Ключевые слова: русский язык, антропонимия, антропоцентрическая лингвистика, онтолингвистика, речевой онтогенез, шифтеры, релятивность

Литература

Булыгина Т. В. Дейксис. Общие вопросы дейксиса. Вводные замечания // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис / отв. ред. Т. В. Булыгина. М. : Наука, 1992. С. 154–157.

Гридина Т. А. Этносоциокультурный контекст ономастической игры // Политическая лингвистика. 2011. № 1. С. 219–223.

Гридина Т. А. «Эльбом» для Эли: личное имя собственное в языковом сознании ребенка // Вопр. ономастики. 2014. № 1 (16). С. 85–95.

Доброва Г. Р. О специфике номинативной функции антропонимов в детской речи // Детская речь: проблемы и наблюдения / отв. ред. С. Н. Цейтлин. Л. : Изд-во ЛГПИ, 1989. С. 83–92.

Доброва Г. Р. Личные именования (лингвистические особенности восприятия и воспроизведения детьми дошкольного возраста). Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990.

Доброва Г. Р. Актуализация ассоциативной генерализующей семы при восприятии двух- и трехкомпонентных антропонимов в процессе становления языкового сознания // Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание : тез. докл. Х Всесоюз. симп. по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 3–6 июня 1991 г. / редкол.: Ю. С. Сорокин (отв. ред.) и др. М. : Наука, 1991а. С. 88–90.

Доброва Г. Р. Двухсловные личные именования «имя + отчество» в речи детей и взрослых // Ономастика Поволжья : материалы шестой конф. по ономастике Поволжья / отв. ред. Р. Ш. Джарылгасинова, В. И. Супрун, Т. П. Федянович. М. : Изд-во Ин-та этнологии и антропологи РАН, 1991б. Ч. 1. С. 117–126.

Доброва Г. Р. Основные процессы ономастического словообразования при модификации детьми имен и фамилий // Российский этнограф / отв. ред. Ю. Б. Симченко, В. А. Тишков. М. : Координационно-метод. центр Ин-та этнологии и антропологии, 1993. С. 130–139.

Доброва Г. Р. Онтогенез персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства) : дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2005.

Русакова М. В. Элементы антропоцентрической грамматики русского языка. М. : Языки славянской культуры, 2013.

Dobrova G. What is the personal name for a child? // Sixth International Congress for the study of child language. Trieste : University of Trieste, 1993. P. 43.

Hall D. G. Constraints on the interpretation of proper names // The proceedings of the twenty-fifth annual child language research forum. Stanford : Center for the study of language and information, 1993. Р. 118–126.

Macnamara J. Names for things. A study of human learning. Cambridge, Mass. ; London : The MIT Press, 1982.