2014 №1 (16)

Вернуться к содержанию выпуска

Гридина Татьяна Александровна
Уральский государственный педагогический университет
Екатеринбург, Россия

«Эльбом» для Эли: личное имя собственное                   в языковом сознании ребенка

Вопросы ономастики. 2014. № 1 (16). С. 84–95

Аннотация: В статье рассматриваются тенденции освоения личного имени собственного как необходимого фактора становления языковой способности в онтогенезе. Выявляется обусловленность восприятия семантики и формы неполного и полного личного имени ментальными доминантами языкового сознания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Характеризуются специфика номинативной функции, коммуникативной и лингвокультурной уникальности личного имени собственного в речи ребенка. Отмечается неспособность ребенка на ранних этапах оторвать имя собственное от конкретного носителя, использование личного имени как средства самоидентификации в дейктической функции, неотделимость имени от исходного коммуникативного контекста, индивидуальность эмоционально-оценочного наполнения имени, стремление приспособить имя к конкретной ситуации его употребления, использовать имя как мотивированный знак. Анализируется механизм отождествлений по созвучию как зона, формирующая личностную фоносемантику имени, специфика ложноэтимологических сближений, проясняющих внутреннюю форму антропонимов — в том числе имеющих осознанно характерологическую функцию и проявляющих интенцию ребенка к ономастической игре. Устанавливается устойчивая корреляция между подобными трансформациями имени и традициями игрового детского фольклора. В языковом сознании ребенка имя собственное обладает специфической психологической реальностью и особыми функциями на каждом из этапов онтогенеза: переходная зона между именем собственным и нарицательным оказывается подвижной и наполняет антропонимы коннотативной конкретикой. С помощью имени ребенок осознает собственную уникальность и постигает суть межличностных отношений, выраженных в мотивации имен.

Ключевые слова: русский язык, антропонимия, детская речь, ономастическая игра, ассоциативный контекст имени собственного, ментальные доминанты детского языкового сознания, номинативная техника, имятворчество

Литература

Гридина Т. А. Объяснительный словарь детских инноваций. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2012.

Гридина Т. А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи // Лингвистика креатива-1 : коллектив. моногр. / под общ. ред. проф. Т. А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013. С. 5–58.

Доброва Г. Р. Онтогенез персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства). СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.