2013 №2 (15)

Вернуться к содержанию выпуска

Романова Татьяна Павловна
Самарский государственный университет
Самара, Россия

«Русское поле» в рекламной номинации

Вопросы ономастики. 2013. № 2 (15). С. 164173

Аннотация: В статье исследуются рекламные собственные имена, маркирующие культурное пространство России. Их коннотативное значение содержит российский этнокультурный маркер (РЭМ), для актуализации которого в рекламном дискурсе используется поликодовый текст, представляющий собой интегрированный комплекс семантико-стилистических и символических знаков вербального и визуального характера. В статье анализируются вербальные средства выражения российского этнокультурного компонента в рекламной номинации. Это лексико-семантические средства и стилистические особенности номинативных единиц; национально-культурные прецедентные феномены, которые репрезентирует лексика, отражающая элементы русской материальной и духовной культуры, понятия из сферы российской истории, этнонимы, безэквивалентная лексика, историзмы и архаизмы, прецедентные личные имена и топонимы, фигуры русской разговорной речи. В качестве дополнительных средств актуализации РЭМ используются графические средства и модели образования рекламных имен. В статье рассматриваются три основные функции РЭМ-номинаций: информативно-прагматическая, фатическая и коннотативная, — определяются сферы их использования в рекламном дискурсе, главными среди которых являются коммерческая номинация российских государственных предприятий и марок товаров, а также маркировка экспортируемых товаров и услуг. Российские этномаркированные номинации объединяются в открытую, динамично развивающуюся систему, которую можно представить в виде полевой структуры — ядро составляют рекламные номинации, включающие этнонимы, безэквивалентную лексику, прецедентные национально-культурные символы, а периферию — все русскоязычные наименования.

Ключевые слова: русский язык, коммерческая номинация, рекламный дискурс, этнокультурные коннотации рекламного имени, лингвокультурология

Литература

Алеференко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка : учеб. пособие. 2-е изд. М. : Флинта : Наука, 2012.

Голомидова М. В. Искусственная номинация в русской ономастике / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.

Голомидова М. В. Вербальные символы СССР в современной коммерческой номинации // Советское прошлое и культура настоящего : в 2 т. / отв. ред. Н. А. Купина, О. А. Михайлова. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2009. Т. 2. С. 332–348.

Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности. Волгоград : Перемена, 2004.

Романова Т. П. Из истории торговых марок в России // Этнографическое обозрение. 2007. № 1. С. 132–136.

Соколова Т. П. Иностранные топонимы в Подмосковье // Ономастика Поволжья : материалы XIII междунар. науч. конф. (Ярославль, 13–14 сент. 2012 г.) / под отв. ред. Р. В. Разумова, В. И. С упруна. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. С. 162–166.

Степанов Ю. С. Константы : словарь русской культуры. 3-е изд., испр. и доп. М. : Академический проект, 2004.