2024. Т. 21. №1

Вернуться к содержанию выпуска

Lorena Pérez-Hernández
University of La Rioja, Logroño (La Rioja), Spain

HYPOCORISMS MEET SOUND SYMBOLISM: A SOCIO-ONOMASTIC STUDY OF SPANISH HYPOCORISTIC FORMS OF PERSONAL NAMES IN -I

Для цитирования
Pérez-Hernández L. Hypocorisms Meet Sound Symbolism: A Socio-Onomastic Study of Spanish Hypocoristic Forms of Personal Names in -i // Вопросы ономастики. 2024. Т. 21, № 1. С. 72–95. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2024.21.1.003

Рукопись поступила в редакцию 21.03.2023
Рукопись принята к печати 25.08.2023

Аннотация: В испанском языке суффикс -i считается гендерно-нейтральной морфемой, служащей в том числе для образования уменьшительно-ласкательных форм личных имен. Предыдущие исследования показали, что эта морфема более продуктивна в отношении женских имен. Однако есть много испанских имен собственных, для которых существуют пары альтернативных уменьшительных форм (например, Antonia > Toña / Toñi; Antonio > Toño / Toni). В данной статье исследуется потенциал суффикса -i для создания уменьшительных форм имен, называющих людей обоих полов, а также его фактическое использование носителями континентального испанского языка, представляющими четыре поколения — от «бэби-бумеров» до «поколения Z». В статье анализируются связи между звуковым символизмом, выражаемым суффиксом, и его прагматикой, что позволяет оценить сохранение или изменение его предполагаемой гендерной нейтральности с течением времени. Статья организована следующим образом. Сначала дается обзор научной литературы, посвященной проблеме звукового символизма и гендерной маркированности личных имен, а также теоретические основания исследования. Затем описывается методология исследования, которая включает в себя разработку опроса для оценки гендерной нейтральности использования гипокористик с суффиксом -i носителями испанского языка. Информантами стали 30 мужчин и 30 женщин разных поколений (50 % — «бэби-бумеры» и «поколение X», другие 50 % — «миллениалы» и «поколение Z»). Полученным количественным данным дается качественная оценка. Результаты исследования свидетельствуют о большей продуктивности суффикса -i применительно к женским именам, при этом отмечаются различия в использовании форм имен на -i в зависимости от пола и возраста говорящих, что сигнализирует о зарождающемся среди представителей молодого поколения отклонении от традиционной (характерной для предыдущих поколений) модели использования уменьшительных форм женских имен на -i.

Ключевые слова: уменьшительно-ласкательные формы; гендер; прагматика; испанский язык; звуковой символизм; ономастика; личное имя

Благодарности
Данное исследование выполнено в рамках проекта PID2020-118349GB-I00, получившего финансовую поддержку Государственного агентства научных исследований и Министерства науки, инноваций и высшего образования Испании (MICIU/AEI/10.13039/501100011033).

Литература

Ackermann, T., & Zimmer, Ch. (2021). The Sound of Gender. Correlations of Name Phonology and Gender across Languages. Linguistics, 59(4), 1143–1177. https://doi.org/10.1515/ling-2020-0027

Aloufi, A. (2022). Phonetic Symbolism in First Names. Linguistics and Literature Studies, 10(6), 107–112. https://doi.org/10.13189/lls.2022.100601

Auracher, J. (2017). Sound Iconicity of Abstract Concepts: Place of Articulation is Implicitly Associated with Abstract Concepts of Size and Social Dominance. PLOS ONE, 12(11): Article e0187196. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0187196

Barry, H., & Harper, A. S. (1995). Increased Choice of Female Phonetic Attributes in First Names. Sex Roles, 32(11–12), 809–819. https://doi.org/10.1007/BF01560190

Barton, D. N., & Halberstadt, J. (2018). A Social Bouba / Kiki effect: A Bias for People whose Names Match their Faces. Psychonomic Bulletin & Review, 25, 1013–1020. https://doi.org/10.3758/s13423-017-1304-x

Bodor, P., & Barcza, V. (2007). Acquisition of Diminutives in Hungarian. In I. Savickiené, & W. U. Dressler (Eds.), Acquisition of Diminutives. A Cross-Linguistic Perspective (pp. 231–263). Amsterdam: John Benjamins. https://doi.org/10.1075/lald.43.10bod

Bolinger, D. (1984). Language: The Loaded Weapon. Longman: London.

Broverman, I. K., Vogel, S. R., Broverman, D. M., Clarkson, F. E., & Rosenkrantz, P. S. (1972). Sex-role Stereotypes: A Current Appraisal. Journal of Social Issues, 28(2), 59–78. https://doi.org/10.1111/j.1540-4560.1972.tb00018.x

Cassidy, K. W., Kelly, M. H., & Sharoni, L. J. (1999). Inferring Gender from Name Phonology. Journal of Experimental Psychology, 128, 362–381. https://doi.org/10.1037/0096-3445.128.3.362

Crystal, D. (1991). A Dictionary of Linguistics and Phonetics. Blackwell: Oxford.

Cutler, A., McQueen, J., & Robinson, K. (1990). Elizabeth and John: Sound Patterns of Men’s and Women’s Names. Journal of Linguistics, 26, 471–482.

De Bruyne, J. (1995) Eutrapelías del Alfabeto Español. Madrid: Visor.

De Klerk, V., & Bosch, B. (1997). The Sound Patterns of English Nicknames. Language Sciences, 19(4), 289–301. https://doi.org/10.1016/S0388-0001(96)00070-8

Elsen, H. (2016) Einführung in die Lautsymboolik. Berlin: Schmidt.

García-Page, M. (2018). El hipocorístico español en -i. Cahiers de lexicologie, 113(2), 227–252. https://doi.org/10.15122/ISBN.978-2-406-08791-5.P.0227

Hora, A., Ben-Zvi, G., Levie, R., & Ravid, D. (2007). Acquiring Diminutive Structures and Meanings in Hebrew. In I. Savickiené, & W. U. Dressler (Eds.), Acquisition of Diminutives. A Cross-Linguistic Perspective (pp. 295–318). Amsterdam: John Benjamins.

Klink, R. R. (2000). Creating Brand Names with Meaning: The Use of Sound Symbolism. Marketing Letters, 11(1), 5–20.

Köhler, W. (1929). Gestalt Psychology. New York, NY: Liveright.

Lieberson, S., & Bell, E. O. (1992). Children’s First Names: An Empirical Study of Social Taste. American Journal of Sociology, 98(3), 511–554.

Lockwood, G., & Dingemanse, M. (2015). Iconicity in the Lab: A Review of Behavioural, Developmental, and Neuroimaging Research into Sound-symbolism. Frontiers in Psychology, 6, 1246. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01246

Masuda, K. (2007). The Physical Basis for Phonological Iconicity. In E. Tabakowska, C. Ljungberg, & O. Fischer (Eds.), Insistent Images (pp. 57–72). Philadephia: John Benjamins.

Monzó Gallo, C. (2017). Hipocorísticos en -i: iconismo fonético de la afectividad. Revista Española de Lingüística, 47(2), 7–28.

Napoli, D. J. (1996). Linguistics. Oxford: OUP.

Newman, S. S. (1933). Further Experiments in Phonetic Symbolism. The American Journal of Psychology, 45(1), 53–75. https://doi.org/10.2307/1414186

Nübling, D. (2009). Von Monika zu Mia, von Norbert zu Noah: Zur androgynisierung der rufnamen seit 1945 auf prosodisch-phonologischer ebene. Beiträge zur Namenforschung, 44, 67–110.

Nübling, D. (2018). Luca und Noah — Das phonologische degendering von jungennamen seit der jahrtausenddswende. In D. Nübling, & S. Hirschauer (Eds.), Namen und Geschlechter: Sudien zum Onymischen Un/Doing Gender (pp. 239–270). Berlin & Boston: De Gruyter. https://doi.org/10.1515/9783110589122

Nübling, D., Fahlbusch, F., & Heuser, R. (2015) Namen: Eine Einführung in die Onomastik. Tübingen: Narr.

Oelkers, S. (2003). Naming Gender. Empirische Untersuchungen zur Phonologischen Struktur von Vornamen in Deutschen. Frankfurt am Main: Lang.

Ohtake, Y., & Haryu, E. (2013). Investigation of the Process Underpinning Vowel‐size Correspondence. Japanese Psychological Research, 55(4), 390–399. https://doi.org/10.1111/jpr.12029

Parise, C. V., & Spence, Ch. (2012). Audiovisual Cross-modal Correspondences and Sound Symbolism: A Study Using the Implicit Association Test. Experimental Brain Research, 220(3–4), 319–333. https://doi.org/10.1007/s00221-012-3140-6

Pitcher, B. J., Mesoudi, A., & McElligott, A. G. (2013). Sex-biased Sound Symbolism in Englishlanguage First Names. PLoS ONE, 6, 1–6. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0064825

Sapir, E. (1929). A Study in Phonetic Sound Symbolism. Journal of Experimental Psychology, 12, 225–239.

Sidhu, D. M., & Pexman, P. M. (2015). What’s in a Name? Sound Symbolism and Gender in first Names. PLOS ONE, 10(5): Article e0126809. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0126809

Sidhu, D. M., & Pexman, P. M. (2017). A Prime Example of the Maluma/Takete Effect? Testing for Sound Symbolic Priming. Cognitive Science, 41(7), 1958–1987. https://psycnet.apa.org/doi/10.1111/cogs.12438

Sidhu, D. M., & Pexman, P. M. (2018). Five Mechanisms of Sound Symbolic Association. Psychonomic Bulletin & Review, 25, 1619–1643. https://doi.org/10.3758/s13423-017-1361-1

Sidhu, D. M., Pexman, P. M., & Saint-Aubin, J. (2016). From the Bob/Kirk Effect to the Benoit/Éric Effect: Testing the Mechanism of Name Sound Symbolism in Two Languages. Acta Psychologica, 169, 88–99. https://psycnet.apa.org/doi/10.1016/j.actpsy.2016.05.011

Slater, A. S., & Feinman, S. (1985) Gender and the Phonology of North American First Names. Sex Roles, 13(7–8), 429–440. https://doi.org/10.1007/BF00287953

Slepian, M. L., & Galinsky, A. D. (2016). The Voiced Pronunciation of Initial Phonemes Predicts the Gender of Names. Journal of Personality and Social Psychology, 110, 509–527. https://doi.org/10.1037/pspa0000041

Spence, J. T., & Helmreich, R. L. (1979). Masculinity and Femininity: Their Psychological Dimensions, Correlates, and Antecedents. Austin, TX: University of Texas Press.

Tzeng, C. Y., Nygaard, L. C., & Namy, L. L. (2017). The Specificity of Sound Symbolic Correspondences in Spoken Language. Cognitive Science, 41(8), 2191–2220. https://psycnet.apa.org/doi/10.1111/cogs.12474

Whissell, C. (2001). Sound and Emotion in Given Names. Names, 49(2), 97–120. https://doi.org/10.1179/nam.2001.49.2.97.