2022. Т. 19. №1
Вернуться к содержанию выпуска
Панюков Анатолий Васильевич Урочище Гöрдчой ʻКрасная гораʼ в фольклорной топографии коми-зырянской Вишеры
Вопросы ономастики. 2022. Т. 19. № 1. С. 66–83. Рукопись поступила в редакцию 29.03.2021 Аннотация: Понимая под фольклорной топографией всю совокупность топографических знаний о местности, транслируемых фольклорной традицией, автор рассматривает в статье топоним Гöрдчой, ярко отражающий специфику локальной традиции коми-зырянской Вишеры. Генетически Вишера связана с вымской культурой вычегодских пермян; в период сложения вишерской локальной этнографической группы все ее традиционные инфраструктуры (хозяйственно-экономические, культурно-исторические, религиозные и др.) были ориентированы на верховья рек вычегодского бассейна. Длительное время на Верхней и Средней Вычегде не было оседлого населения. В XVI в. Верхняя Вычегда начала заселяться, вследствие чего жизнь вишерцев постепенно переориентировалась «на Вычегду». В это время основным «входом» на территорию бассейна Вишеры стало устье этой реки, где и локализован рассматриваемый в статье топоним — урочище Гöрдчой ‘Красная гора’. В силу пространственной и цветовой выделенности этот топоним стал маркером границы «вишерской» земли и оброс значительным фольклорным репертуаром. В качестве отдельного его блока автор выделяет многочисленные версии объяснения так называемого вишерского феномена — отсутствия крыс на территории бассейна Вишеры. В связи с этим, с одной стороны, рассматриваются мифологические сюжеты о местном колдуне Тювэ, проклявшем крыс, и предания о Стефане Пермском, а с другой стороны — «антимифологические», научно ориентированные версии. Автором показано, что урочище Гöрдчой, воспринимаясь в качестве сакральной границы, выступает в местном фольклоре и как «нечистое» место; в результате многократного наложения сюжетообразующих ситуаций, так или иначе связанных с данным объектом, в фольклорной топографии Вишеры возник еще один топографический слой, в котором Гöрдчой выступает как местный центр обитания нечистой силы. После строительства новой автомагистрали урочище перестало играть роль границы вишерской территории и стало восприниматься как фольклорный образ с размытыми топографическими координатами. Ключевые слова: коми-зыряне, топонимия, фольклор, фольклорная топография, река Вишера, урочище Гöрдчой, сакральное пространство, мифологические представления, «нечистые» места. Источники Анкудинова и др., 2005 — Историческая память в устных преданиях коми : материалы / сост. и подгот. текстов М. А. Анкудиновой, В. В. Филипповой ; отв. сост. М. А. Анкудинова ; науч. ред. Т. С. Канева. Сыктывкар : СыктГУ, 2005. Михайлов М. И. Устьвымь // Вологодские губернские ведомости. Неоф. часть. 1850. № 11. С. 425–427. Панюков А. А. Крыс — отсюда! Вишерский феномен: здесь крысы не живут… // Трибуна (Сыктывкар). 19.10.2007. С. 5. Рочев, 1984 — Коми легенды и предания / сост., авт. предисл. Ю. Г. Рочев. Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1984. ФФ ИЯЛИ — Фольклорный фонд Института языка, литературы и истории Коми НЦ РАН (Сыктывкар).
Исследования Игнатов М. Д. Этимология гидронима Вишера // Linguistica Uralicа. 1992. Т. 28, № 3. С. 180–184. Коюшев С. Н., Смилингис А. А., Усачев А. В. Дорогами клуба юных путешественников «Белка» // Материалы III Республиканской научно-практической конференции «География Республики Коми: прошлое, настоящее, будущее» / отв. ред. В. А. Щенявский. Сыктывкар : Коми НЦ УрО РАН, 2016. С. 168–173. Лашук Л. П., Жеребцов Л. Н. Старая Вишера // Историко-филологический сборник. 1958. Вып. 4. С. 83–127. Лобанова Л., Рассыхаев А. Устные рассказы о Тювэ: классификация сюжетов по записям начала XXI века // Фольклористика Коми: исследования и материалы / ред.-сост. Л. Лобанова, Н. Кузнецов. Тарту : ЭЛМ, 2016. С. 185–222. https://doi.org/10.7592/Sator.2016.17.08 Мусанов А. Г. Взаимодействие коми языка с другими языками в топонимии // Пермистика-8: Диалекты и история пермских народов во взаимодействии с другими языками / отв. ред. А. Н. Ракин. Сыктывкар : СыктГУ, 2002. С. 190–197. Панюков А. А. Григорий Коюшев, по прозвищу Тюве, значит, «быстрый» // Арт. 2002. № 4. С. 126–131. Панюков А. В. День Победы и образ святого Стефана Пермского // Традиционная культура. 2010. № 2. С. 32–36. Панюков А. В. Из календарной обрядности вишерских коми: Демьян Бедный // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2019. № 2. С. 169–178. https://doi.org/10.23951/2307-6119-2019-2-169-178 Савельева Г. С. Традиция рождественских игрищ села Нившера Корткеросского района Республики Коми (по материалам Фольклорного фонда ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН) // STUDIA JUVENALIA : сб. работ молодых ученых Ин-та яз., лит. и истории Коми НЦ УрО РАН / отв. ред. А. Ф. Сметанин. Сыктывкар : Коми НЦ УрО РАН, 2003. С. 144–151. Сорвачева В. А., Сахарова М. А., Гуляев Е. С. Верхневычегодский диалект коми языка. Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1966. |