2021. Т. 18. №3
Вернуться к содержанию выпуска
Петросян Армен Егишевич Отражение одного хурритского слова в армянском: теоним, дендроним, антропоним
Вопросы ономастики. 2021. Т. 18. № 3. С. 100–109. Рукопись поступила в редакцию 19.04.2021 Аннотация: В древнеармянском saws означает ‘гордый, роскошный, великий’, ‘какой-то (яркий) цвет’, saws и sawsi — ‘чинара, восточный платан’. Слово не имеет этимологии. В хурритском есть слово šauša (читается [sausa]) ‘большой, великий’ и теоним Šauša / Šauška, называющий богиню Иштар. В предлагаемой статье решается вопрос о едином этимоне этих слов. Так, одним из древнеармянских мифических патриархов был Анушаван, чей эпитет Sawsanuēr можно интерпретировать как «Дар платанов», поскольку с ним был связан культ платанов Армавира, древнейшей столицы Армении. В мифе отец и дед Анушавана связаны с Шамирам (греческой Семирамидой), которая представлена как царица города Ниневии, столицы Ассирии, и, таким образом, может рассматриваться как историзированная версия местной богини Šauš(k)a, иначе называемая «Иштар Ниневийской». Армянское saws ‘великий, великолепный’ вполне соотносится с этим именем как заимствование из хурритского sausa ‘великолепный’, с обычным апокопом. Платаны, вероятно, были символами богини. Таким образом, естественно предположить, что дендроним saws / sawsi (вторая форма с индоевропейским суффиксом *-iyā, характерным для армянских дендронимов, ср. форму род. п. мн. ч. sawseac‘), имеет хурритское происхождение. Первое значение хурритского слова — ‘великий, великолепный’ — перешло на теоним, а потом — на армянский дендроним, название вида самых больших и роскошных деревьев Армянского нагорья и прилегающих регионов. Ключевые слова: армянская мифология; этногоническое предание; богиня Иштар; Шамирам / Семирамида; армянский язык; дендроним; теоним; этимология. Источники Агатангелос. История Армении / пер. К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. Ереван : Наири, 2004. Себеос. История императора Иракла / пер. К. Патканьяна. СПб. : Тип. Имп. АН, 1862 // Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вѣхи». URL: http://vehi.net/istoriya/armenia/sebeos/ (дата обращения: 15.04.2021). Хоренаци Мовсес. История Армении / пер. Г. Х. Саркисяна. Ереван : Айастан, 1990.
Исследования Абегян М. Труды. Т. 7. Ереван : Изд-во АН Армении, 1975 (на арм. яз.). Абегян М., Арутюнян С. История Армении Мовсеса Хоренаци (критический текст). Тифлис : Тип. Мартиросянца, 1913 (на арм. яз.). Аветикян Г., Сюрмелян X., Авгерян М. Новый словарь армянского языка : в 2 т. Венеция : Тип. Мхитаристов, 1836 (на арм. яз.). Адонц Н. Исторические исследования. Париж : Изд-во Гукасян, 1948 (на арм. яз.). Алишан Г. Древние верования, или языческая религия армян. Венеция : Тип. Мхитаристов, 1895 (на арм. яз.). Амаякян А. Анушаван Сосанвер и его кавказские и хурритские параллели // Ближний Восток — II: История, политика, культура / ред. Н. Ованнисян [и др.]. Ереван : Зангак, 2005. С. 38–44 (на арм. яз.). Амаякян А. Проявления имени и образа хурритской богини Ša(w)uš(k)a в армянском мифологическом и языковом материале // Страны и народы Ближнего и Среднего Востока. 2011. № 28. С. 230–252 (на арм. яз.). Амаякян С., Санамян О. О связях урартских культовых сооружений с христианскими святыми местами // Армянские святые и священные места / ред. С. Арутюнян, А. Калантарян. Ереван : Айастан, 2001. С. 222–233 (на арм. яз.). Вильке К. Ти’амат-башти и богиня Ша(в)уш(к)а ниневийская // Древний Восток. 1988. № 5. С. 21–26. Джаукян Г. Б. История армянского языка: дописьменный период. Ереван : Изд-во АН Армении, 1987 (на арм. яз.). Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М. : Наука, 1990. Иванов Вяч. Вс. Лунарные мифы // Мифы народов мира : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М. : Сов. энциклопедия, 1980–1982. Т. 2. С. 78–80. Иванов Вяч. Вс. Пастернак. Воспоминания. Исследования. Статьи. М. : Азбуковник, 2015. Капанцян Г. Культ Ара Прекрасного. Ереван : Изд-во АН Армении, 1944 (на арм. яз.). Матикян А. Ара Прекрасный. Вена : Тип. Мхитаристов, 1930 (на арм. яз.). Петросян А. Е. Соотношение армянского и северокавказских нартовских эпосов // Армянский эпос и всемирное эпическое наследие. Ереван : Гитутюн, 2012. С. 8–51 (на арм. яз.). САЛИ — Ачарян Р. Словарь армянских личных имен : в 5 т. Ереван : Изд-во Ереван. ун-та, 1942–1962 (на арм. яз.). СКАЯ — Ачарян Р. Словарь корней армянского языка : в 4 т. Ереван : Изд-во Ереван. ун-та, 1971–1979 (на арм. яз.). Тревер К. В. Очерки по истории культуры Древней Армении. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1953. ЭСАЯ — Джаукян Г. Б. Этимологический словарь армянского языка. Ереван : Асогик, 2010 (на арм. яз.). A’lam H. Čenār // Encyclopaedia Iranica. 1990. Vol. 5. Fasc. 2. Р. 129–133. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/cenar-the-oriental-plane-tree-plat... (date of access: 15.04.2021). Beckman G. Ishtar of Nineveh Reconsidered // Journal of Cuneiform Studies. 1998. No. 50. P. 1–10. Frazer J. The Golden Bough. Mineola, New York : Dover Publ., 2002. Gelb I. J., Purves P. M., MacRae A. A. Nuzi Personal Names. Chicago : Oriental Institute Publ., 1963. Laroche E. Glossaire de la langue hourite // Revue hittite et asinique. T. 34–35. Paris, 1976–1977. Petrosyan A. The Indo-European and Ancient Near Eastern Sources of the Armenian Epic. Washington DC : Institute for the Study of Man, 2002. Petrosyan A. State Pantheon of Greater Armenia: Earliest Sources // Aramazd: Armenian Journal of Near Eastern Studies. 2007. No. 2. Р. 174–201. Petrosyan A. First Capitals of Armenia and Georgia: Armawir and Armazi (Problems of Early Ethnic Associations) // Journal of Indo-European Studies. 2012. No. 40. Р. 265–288. Petrosyan A., Tiratsyan N. First Armenian Capital Armawir as a Cult Center // Aramazd: Armenian Journal of Near Eastern Studies. 2011. No. 6 (2). P. 157–169. Thureau-Dangin F. Une relation de la huitiéme compagne de Sargon (714 av. J.-C). Paris : Librairie Paul Greutner, 1912. Wegner I. Der name der Ša(w)uška // Studies on the Civilization and Culture of Nuzi and Hurrians / ed. D. Owen. Winona Lake : Eisenbrauns, 1995. Р. 117–120.
|