2020. Т. 17. №2

Вернуться к содержанию выпуска

Романова Татьяна Павловна
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королёва
Самара, Россия

Ивентоним как рекламно-информативный тип имени собственного

Вопросы ономастики. 2020. Т. 17. № 2. С. 220–240.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2020.17.2.025

Рукопись поступила в редакцию 11.12.2019

Аннотация: В статье на основании структурно-семиотического подхода анализируются рекламно-информативные собственные имена специальных событий (фестивалей, марафонов, конкурсов, выставок, ярмарок и других акций и проектов, направленных на массовую целевую аудиторию), проходивших главным образом на территории Самарской области. Специально организованные события, имея различный формат, статус, тематическую направленность, различающиеся уровнем цикличности, местом и временем проведения и параметрами целевой аудитории, охватывают практически все значимые сферы современного российского общества. Презентационные собственные имена событий социокультурной направленности (ивентов), которые автор предлагает называть ивентонимами, целенаправленно создаются для продвижения концепции мероприятия. Согласно гипотезе исследования, яркой особенностью ивентонимов является их тесная связь с языком рекламы и влияние маркетингового дискурса. В составе собственных наименований специальных событий выявляются семантические компоненты, оказывающие целенаправленное прагматическое воздействие на сознание адресата. Рекламную функцию они выполняют за счет информативных, аттрактивных и суггестивных компонентов, экспрессивности и эмоционально-стилистической окраски. Наибольшую силу прагматического воздействия собственные наименования ивентов оказывают в составе креолизованных текстов. В результате проведенного исследования определен статус ивентонимов в структуре ономастического поля; проанализированы коммуникативные возможности двух основных моделей: описательной и условно-символической; исследован прагматический и суггестивный потенциал ивентонимов; определены их типологические характеристики. Ивентонимы не только включаются в разнообразныерекламные контексты, но также являются ключевыми словами в составе публицистических материалов. От эффективности их коммуникативных характеристик зависит успех PR-кампании и приращение коммуникационного капитала. Исследование параметров рекламно-информативных собственных имен специальных событий относится к числу первоочередных задач современной прагмалингвистики. Изучение коммуникативных возможностей презентационных имен ивентов сегодня наиболее актуально в связи с необходимостью эффективного практического использования их как нового инструмента мягкой силы воздействия на сознание целевой аудитории.

Ключевые слова: ономастика, собственные наименования, рекламные имена, ивентонимы, рекламная коммуникация, прагмалингвистика, структурно-семиотический метод.

Источники

ПКДМО – План культурно-досуговых мероприятий на территории муниципальных образований Самарской области в рамках общественного творческого проекта «Культурное сердце России» 10–16 июня 2019 г. URL: https://mincult.samregion.ru/2019/06/07/plan-kulturno-dosugovyhmeropriya...

Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М. : Наука, 1988.

ППКСП — Проекты-победители конкурсов социальных проектов СО НКО Самарской области 2013–2014 гг. : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Е. Е. Асташиной. Самара : Международный институт рынка, 2016. URL: http://sonko.samregion.ru/sites/default/files/sonko/raduga/docs/resource...

Исследования

Андреева О. А. Семантико-стилистические особенности функционирования геортонимов в современном русском языке : дис… канд. филол. наук : 10.02.01 / Волгоград. гос. пед. ун-т. Волгоград, 2004.

Бугаева И. В. Наименования праздников в православном социолекте // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2 : Гуманитарные науки. 2007. № 53. С. 84–92.

Врублевская О. В. Языковая мода в русской ономастике. Волгоград : Перемена, 2017.

Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности. Волгоград : Перемена, 2004.

Навашева В. А. Исследование периферийных разрядов ономастики: наименование праздников // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : сб. ст. по материалам VIII Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1 / ред. А. Г. Бердникова и др. Новосибирск : СибАК, 2012. URL: https://sibac.info/conf/philolog/viii/26655

Олядыкова Л. Б. Буддийские термины в русском языке (геортонимы, теонимы) // Буддийская культура и мировая цивилизация : материалы III Всерос. науч. конф. (22–26 сентября 2003 г.). Элиста : Калмыц. гос. ун-т, 2003. С. 60–69.

Романова Т. П. Ивентоним как особый тип имени собственного // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология : материалы IV Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 9–13 сентября 2019 г.) / отв. ред. Е. Л. Березович. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019а. С. 287–289.

Романова Т. П. Коммуникативный потенциал самарских ивентонимов // Ономастика Поволжья : материалы XVII Междунар. науч. конф. (Великий Новгород, 17–20 сентября 2019 г.) / под ред. В. Л. Васильева. Великий Новгород : Новгородский печатный двор, 2019б. С. 452–456.

Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. М. : Наука, 1973.

Терентьева Е. Ю. Лингвистические особенности номинации праздников православной церкви в русском и болгарском языках // Славянский альманах — 2009 / отв. ред. К. В. Никифоров. М. : Индрик, 2010. С. 246–257.

Ученова В. В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

Цуканова Е. М. Языковые средства выражения суггестии в рекламном слогане // Ученые записки Орловского государственного университета. Филологические науки. 2016. № 3 (72). С. 234–239.

Черепанова И. Ю. Российская суггестивная лингвистика — верно направленное влияние языка на подсознание людей // Мир лингвистики и коммуникации : электрон. науч. журн. 2014. № 35. URL: http://tverlingua.ru/archive/035/01_35.pdf

Хоффманн Э. Имена политических событий и их онимизация в средствах массовой информации // Вопросы ономастики. 2008. № 5. С. 90–104.

Donec P. N. Zum Begriff des Eventonyms // Das Wort: germanistisches Jahrbuch Russland. 2002. S. 35–41.