2020. Т. 17. №2
Вернуться к содержанию выпуска
Вертиенко Анна Владимировна К значению имен и функций мифических рыб в «Авесте»
Вопросы ономастики. 2020. Т. 17. № 2. С. 166–185. Рукопись поступила в редакцию 15.07.2019 Аннотация: В статье анализируются имена двух мифических рыб в «Авесте» и их роль в древнеиранской картине мира. Каждая из рассматриваемых рыб имеет собственное имя и постоянный эпитет. Имя Васи (ав. vāsī-) упомянуто в контексте поклонения элементам мироустройства. В «Ясне» 42.4 ее эпитет панчасадвар (ав. pancā.sadvarā-) понимается как ‘пятидесятиплавниковая’ или ‘пятидесятивратная’, что предположительно может быть отображением представления о существовании неких пластин на туловище мифической рыбы (например, как у вида Acipenser). Описание чрезвычайной длины Васпанчасадваран в «Бундахишне» 18.5–8 подтверждает ее включенность в спатиальную картину мира; функционально она может соответствовать образу гигантского змея, окружающего своим кольцом мироздание. Имя мифической рыбы Кара (ав. kara-) допускает несколько этимологий, но предпочтительной остается гипотеза о заимствовании слова *kara- из уральских языков в ранний период контактов индоиранских и финно-угорских племен. Эпитет Кары upāpa- ‘приводная’ может объясняться не только указанием на связь с водой, но и давать уточнение локализации ее обитания при источнике Ардвисур в море Фрахвкард. В авестийских источниках рыба Кара связана с понятием зрения, а местом ее обитания названы воды реки Рангхи (Яшты 14.28–33; 16.7), которая локализуется на севере (Видевдат 1.19), что может указывать на связь с танатологическими представлениями. В 14-м «Яште» Веретрагна наделяет Заратуштру возможностью видеть в воде, как рыба Кара, в темноте, как жеребец, и на большом расстоянии, как стервятник. Этот смысловой блок организован вокруг мотива получения Заратуштрой комплексного зрениясо свойствами представителей трех разных сфер природного мира: водного, земного и воздушного. Пехлевийские источники, сохраняя за Карой особую чувствительность, наделяют ее выразительными эсхатологическими функциями (Бундахишн 18.1–6; Меног-и храд 62.28–29). Эти черты Кары, видимо, не были заимствованы из арамейско-вавилонской мифологической традиции и являются результатом развития иранских эсхатологических представлений. Ключевые слова: «Авеста», «Бундахишн», имена мифических рыб, этимология, космология, эсхатология. Источники Авеста, 1997 — Авеста в русских переводах (1861–1996) / сост., общ. ред., примеч., справ. разд. И. В. Рака. СПб. : Нева, 1997. МЭ — Младшая Эдда / подг. О. А. Смирницкой, М. И. Стеблин-Каменского. М. ; Л. : Наука, 1970. Наумов, Кузякин, 1971 — Жизнь животных : в 6 т. Т. 6 : Млекопитающие и звери / под ред. С. П. Наумова, А. П. Кузякина. М. : Просвещение, 1971. ПНС — Персидские народные сказки / сост. М.-Н. О. Османов, предисл. Д. С. Комиссарова. М. : Наука, 1987. Расс, 1971 — Жизнь животных : в 6 т. Т. 4. Ч. 1 : Рыбы / под. ред. Т. С. Расса. М. : Просвещение, 1971. Соколова В. С. Авеста. Опыт морфологической транскрипции и перевод. СПб. : Наука, 2005. СЭ — Старшая Эдда / пер. А. Корсуна. СПб. : Азбука-классика, 2008. Чунакова О. М. Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. М. : Восточная литература, 1997. Kotwal F. K., Hintze A. The Khorda Avesta and Yašt Codex E1. Facsimile Edition. Wiesbaden : Harrassowitz Verl., 2008. Lecoq P. Les Livres de l’Avesta. Textes sacrés des Zoroastriens. Paris : Les Éditions du Cerf, 2006. Malandra W. W. The Fravaši Yašt: Introduction, Text, Translation and Commentary. Michigan : Univ. of Pennsylvania, 1971. Mills L. H. The Zend-Avesta. Pt. 3 : The Yasna, Visparad, Afrlnagan, Gahs, and Miscellaneous Fragments. Oxford : Clarendon Press, 1887. Pirart É. Guerriers d’Iran. Traductions annotées des textes avestiques du culte zoroastrien rendu aux dieux Tistriya, Miθra et Vrθragna. Paris : Association KUBABA, 2006. Исследования Абаев В. И. Скифо-сарматские наречия // Основы иранского языкознания. Т. 1 : Древнеиранские языки / отв. ред. В. С. Расторгуева. М. : Наука, 1979. C. 273–365. Абаев В. И. Avestica // Sprachwissenschaftliche Forschungen. Festschrift für Joahn Knobloch / Hrsg. von H. M. Ölberg, G. Schmidt. Innsbruck : Institut für Sprachwissenschaft der Universität, 1985. С. 7–19. Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). Новосибирск : СО АН СССР, 1984. Балонов Ф. Р. Пазырыкские этюды // Исторические чтения памяти М. П. Грязнова. Омск : ОмГУ, 1987. Ч. 1. С. 91–94. Березкин Ю. Е. Зооморфная опора земли — южноазиатский след // Зографский сборник. Вып. 4 / отв. ред. М. Ф. Альбедиль, Я. В. Васильков. СПб. : МАЭ РАН, 2014. С. 11–49. Боголюбов М. Н. Персидские слова с karº и xarº рыба Kara в Авесте // Иранская филология : тез. докл. науч. конф., посвящ. 60-летию проф. А. Н. Болдырева. М. : [б. и.], 1969. С. 91–93. Брагинский И. С. Ардвисура Анахита // Мифы народов мира / гл. ред. С. А. Токарев. Т. 1. М. : Советская энциклопедия, 1991. С. 100–101. Бутылов Н. В. Иноязычная лексика в мордовских языках : автореф. дис. … д-ра филол. наук : 10.02.22 / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2006. Вертиенко А. В. Образ Даэны в общеиранской ретроспективе // Ладога в контексте истории и археологии Северной Евразии : сб. ст., посвящ. Д. А. Мачинскому / ред. В. Т. Мусбахова. СПб. : Нестор-История, 2014. С. 39–51. Вертієнко Г. В. «Над рогами — сила досконалої зовнішності» (до образу оленя у скіфському мистецтві) // Археологія і давня історія України. 2018. Вип. 2 (27). С. 418–426. Дарчиев А. В. Мать донбеттыров (об одном персонаже осетинской Нартиады) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: https://www.science-education.ru/pdf/2013/2/532.pdf Дьяконова В. П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (2-я половина XIX — начало XX в.) / отв. ред. И. С. Вдовин. Л. : Наука, 1976. С. 268–291. Елизаренкова Т. Я. К вопросу о море в Ригведе // Петербургский Рериховский сборник. Вып. 5 / отв. ред. Р. Б. Рыбаков. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2002. C. 148–166. Иванов С. В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1955. Т. 16. С. 165–264. Иллич-Свитыч В. М. Опыт сравнения ностратических языков (семито-хамитский, картвельский, индоевропейский, уральский, дравидийский, алтайский). Введение. Сравнительный словарь (b–ḳ). М. : Наука, 1971. ИЭСОЯ — Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка : в 4 т. Л. : Наука, 1958–1989. Коган А. И. Дардские языки. Генетическая характеристика. М. : Восточная литература, 2005. Колтухов С. Г. Образы рыб в греко-варварском искусстве Северного Причерноморья // Археология Крыма. Вып. 1. Симферополь : [б. и.], 1997. С. 59–67. Крюкова В. Ю. Восстановление утраченного мира как искупительная жертва (Видевдат 14) // Жертвоприношение в архаике: атрибуция, назначение, цель. Вып. 5 / под ред. М. Ф. Альбедиль, Д. Г. Савинова. СПб. : МАЭ РАН, 2012. С. 166–178. Крюкова В. Ю. Осел / бык в индоиранской картине мира // Зографский сборник. Вып. 4 / отв. ред. М. Ф. Альбедиль, Я. В. Васильков. СПб. : МАЭ РАН, 2014. С. 50–59. Крюкова В. Ю. Модели мира в авестийских текстах // Радловский сборник : науч. иссл. и музейные проекты МАЭ РАН в 2014 г. / отв. ред. Ю. К. Чистов. СПб. : МАЭ РАН, 2015. С. 46–53. Напольских В. В. «Зверь шарабха» и проблемы предыстории индоариев // Этнографическое обозрение. 2017. № 4. С. 13–23. Писаренко Ю. Г. Договір «зірін» у Лукіана Самосатського // Східний світ. 2004. № 2. С. 68–77. Писаренко Ю. «Зрение» и «слепота» как социальные символы // СОЦІУМ. Альманах соціальної історії. 2010. Вип. 9. С. 293–317. Полидович Ю. Б., Малюк Н. И. Образ рыбы в искусстве скифо-сарматского времени // Константин Федорович Смирнов и современные проблемы сарматской археологии / отв. ред. Л. Т. Яблонский, Л. А. Краева. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2016. С. 209–215. Полосьмак Н. В. Изображения рыбы в пазырыкском искусстве // Северная Евразия от древности до средневековья (тезисы конференции к 90-летию со дня рождения М. П. Грязнова) / отв. ред. Н. В. Массон. СПб. : Археологические изыскания, 1992. С. 134–138. Потапов Л. П. Мифы алтае-саянских народов как исторический источник // Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая / ред. Н. С. Модоров. Горно-Алтайск : ГАНИИЯЛ, 1983. С. 86–97. Рапопорт Ю. А. Из истории религии древнего Хорезма (оссуарии). М. : Наука, 1971. Сагалаев А. М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск : Наука, 1992. Стеблин-Каменский И. М. Этимологический словарь ваханского языка. СПб. : Петербургское востоковедение, 1999. Тарасенко Н. А. Древнеегипетский уроборос — семантика образа // Університет. 2005. № 4 (6). C. 6–31. Топоров В. Н. Прусский язык. Словарь : в 5 т. М. : Наука, 1975–1990. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. М. : Прогресс, 1986–1987. Черемисин Д. В. О языке искусства звериного стиля в пазырыкских погребальных комплексах // Структурно-семиотические исследования в археологии. Т. 3 / гл. ред. А. В. Евглевский. Донецк : ДонНУ, 2006. С. 325–354. Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов. М. : Восточная литература, 2004. Щеброва С. Я. Образ рыбы в скифской «картине мира» // Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия : сб. докл. междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения чл.-корр. РАН С. В. Киселева (Минусинск, 20–26 июня 2005 г.). Красноярск : РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. С. 207–208. Эдельман Д. И. Сравнительная грамматика восточноиранских языков: лексика. М. : Восточная литература, 2009. Эдельман Д. И. Этимологический словарь иранских языков. Т. 4 : I–K. М. : Восточная литература, 2011. Эдельман Д. И. Этимологический словарь иранских языков. Т. 5 : L–N. М. : Восточная литература, 2015. Aʿlam H. Fish III. In Pre-Islamic Persian Lore // Encyclopædia Iranica / ed. by E. Yarshater. 2012. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/fish-iii Bailey H. W. Dictionary of Khotan Saka. Cambridge : Cambridge Univ. Press, 1979. Bartholomae Chr. Altiranisches Wörterbuch. Strassburg : Verl. von Karl J. Trübner, 1904. Basharin P. Akkadian, Hebrew and Arabic Loanwords in Aramaic Ideograms in Pahlavi // Commentationes Iranicae : сб. ст. к 90-летию В. А. Лившица / под ред. С. Р. Тохтасьева, П. Б. Лурье. СПб. : Нестор-История, 2013. С. 143–156. Black J. A., George A. R., Postgate J. N. A Concise Dictionary of Akkadian. Wiesbaden : Harrassowitz Verl., 2000. Blažek V. Indo-Iranian Elements in Fenno-Ugric Mythological Lexicon // Indogermanische Forschungen. 2005. Bd. 110. P. 162–185. Boyce M. A Persian Stronghold of Zoroastrianism. Oxford : Oxford Univ. Press, 1977. Boyce M. Fravaši // Encyclopædia Iranica / ed. by E. Yarshater. 2012a. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/fravasi- Boyce M. Haoma II. The Rituals // Encyclopædia Iranica / ed. by E. Yarshater. 2012b. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/haoma-ii Būga K. Lietuvių, įsikūrimas šių dienų Lietuvoje (Lithuanian Settlement in Present-Day Lithuania) // Tauta ir Zodis. 1924. T. 2. P. 1–27. Deonna W. Ouroboros // Artibis Asiae. 1952. Vol. 15. Fasc. 1/2. S. 163–170. Doctor R. The Avestā: A Lexico-Statistical Analysis (Direct and Reverse Indexes, Hapax Legomena and Frequency Counts). Leuven : Peeters, 2004. Ghalekhani G., Khaksar M. A Thematic and Etymological Glossary of Aquatic and Bird Genera Names in Iranian Bundahišm // International Letters of Social and Humanistic Sciences. 2015. Vol. 62. Р. 39–52. Gharib B. Sogdian Dictionary. Sogdian — Persian — English. Tehran : Farhangan Publications, 1995. Jacobsohn H. Arier und Ugrofinnen. Gottingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1922. Kellens J. The Speculative Ritual in Ancient Iran // Essays on Zarathustra and Zoroastrianism / ed. by P. O. Skjaervø. Costa Mesa : Mazda Publishers, 2000. P. 99–112. Kiperwasser R., Shapira D. D. Y. Irano-Talmudica I: The Three-Legged Ass and Ridyā in B. Ta‘Anith: Some Observations about Mythic Hydrology in the Babylonian Talmud and in Ancient Iran // Association for Jewish Studies Review. 2008. Vol. 32. № 1. P. 101–116. Kiperwasser R., Shapira D. D. Y. Irano-Talmudica II: Leviathan, Behemoth and the “Domestication” of Iranian Mythological Creatures in Eschatological Narratives of the Babylonian Talmud // Shoshanat Yaakov: Ancient Jewish and Iranian Studies in Honor of Yaakov Elman / ed. by S. Secunda, St. Fine. Leiden ; Boston : Brill, 2012. P. 203–236. Kiperwasser R., Shapira D. D. Y. Irano-Talmudica III: Giant Mythological Creatures in Transition from the Avesta to the Babylonian Talmud // Orality and Textuality in the Iranian World. Patterns of Interaction across the Centuries / ed. by J. Rubanovich. Leiden ; Boston : Brill, 2015. P. 65–92. Martínez J., de Vaan M. Introduction to Avestan // Brill Introductions to Indo-European Languages. Vol. 1. Leiden ; Boston : Brill, 2014. Mayrhofer M. Etymologisches Wörterbuch des Altindoarischen. Bd. 2. Heidelberg : Universitätsverl. C. Winter, 1996. Michel S. Der Fisch in der skythischen Kunst. Zur Deutung skythischer Bildinhalte // Europäische Hochschulschriften. R. 28 : Archäologie. Bd. 52. Frankfurt am Main : Peter Lang GmbH, 1995. Moradi M. Fish imagery in Iranian artwork // Iranian Journal of Ichthyology. 2015. Vol. 2 (4). P. 244–261. Panaino A. Between Mesopotamia and India. Some Remarks about the Unicorn Cycle in Iran // Melammu Symposia II. Mythology and Mythologies: Methodological Approaches to Intercultural Influences. Proceedings of the Second Annual Symposium of the Assyrian and Babylonian Intellectual Heritage Project (Paris, France, October 4–7, 1999) / ed. by R. M. Whiting. Helsinki : Penn State Univ. Press, 2001. P. 141–179. Pokorny J. Indogermanisches etymologisches Wörterbuch. Bern ; München : Francke Verl., 1959. Potts D. T. An Ass for Ares // Bulletin of the Asia Institute. 2006. Vol. 16. P. 105–115. Reichenberger K. Das Schlangensymbol als Sinnbild von Zeit und Ewigkeit // Zeitschrift für Romanische Philologie. 1965. Bd. 81. S. 346–351. Vahman F. A Beautiful Girl // Acta Iranica. T. 25 : Papers in Honour of Professor Mary Boyce / ed. by J. Duchesne-Guillemin, P. Lecoq. Leiden : Brill, 1985. Vol. 2. P. 665–673. Vevaina Y. S.-D. “Enumerating the Dēn”: Textual Taxonomies, Cosmological Deixis, and Numerological Speculations in Zoroastrianism // History of Religions. 2010. Vol. 50. P. 111–143. Wouters L., De Moor A. Ultrastructure of the pigment epithelium and the photoreceptors in the retina of the horse // American Journal of Veterinary Research. 1979. T. 40. Vol. 8. P. 1066–1071. |