2020. Т. 17. №1

Вернуться к содержанию выпуска

Казяба Виктория Викторовна
Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова
Северодвинск, Россия

К вопросу об отборе материала для антропонимических исследований никнеймов (на примере немецкоязычного интернет-сегмента)

Вопросы ономастики. 2020. Т. 17. № 1. С. 223–235.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2020.17.1.013

Рукопись поступила в редакцию 12.11.2018

Аннотация: Статья посвящена основной антропонимической единице интернет-коммуникации — никнейму, который является обязательной составляющей виртуальной личности, результатом сложного психолингвистического процесса самономинации. Дается обзор ключевых отечественных и зарубежных трудов, посвященных данной проблематике. Автор приходит к выводу: никнейм по-прежнему остается малоизученным, что во многом обусловлено его специфическими свойствами, затрудняющими исследования. В статье делается акцент на проблемных вопросах, возникающих на этапе отбора материала для антропонимического изучения никнеймов. Дискуссионные позиции выведены в результате аналитической работы с актуальными научными изысканиями по теме, а также эмпирическим путем в ходе почти десяти лет исследований антропонимов немецкоязычных виртуальных коммуникантов. В качестве первой дилеммы рассматривается вопрос о необходимости привлечения вспомогательного материала (персональных данных пользователя, продуктов его коммуникативной деятельности в интернете) для достоверного анализа и интерпретации никнеймов. Обсуждается необходимость и роль таких методов, как контент- и дискурс-анализ виртуальной личности, опрос и интервьюирование информантов, для формирования полноценной исследовательской картотеки никнеймов. Основным способом отбора фактологического материала признается случайная выборка, количественный объем которой также представляется дискуссионным аспектом. В статье освещаются подходы к решению данной проблемы разными исследователями никнеймов и предлагается социолингвистическое обоснование минимума, обеспечивающего репрезентативность выборки никнеймов. В завершении статьи затрагивается вопрос об источниках отбора материала. Автор заключает, что безусловной тенденцией в антропонимических исследованиях никнеймов является изучение именных единиц, функционирующих в рамках одного конкретного интернет-сервиса.

Ключевые слова: антропоним, интернет-коммуникация, никнейм, имя собственное, самономинация, методы лингвистических исследований, немецкий язык.

Источники

Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика : учебник для вузов. М. : РГГУ, 2001.

Лавриненко В. Н., Нартов Н. А., Шабанова O. A., Лукашова Г. С. Социология. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. Н. Лавриненко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Смелзер Н. Социология : пер. с англ. М. : Феникс, 1994.

Исследования

Аникина Т. В. Имя собственное в Интернет-коммуникации // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1 : «Проблемы образования, науки и культуры». 2010. № 2 (75). С. 71–76.

Аникина Т. В. Сопоставительное исследование виртуального антропонимикона англоязычных, русскоязычных и франкоязычных чатов : дис. … канд. филол. наук : 10.02.20 / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011.

Асмус Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства : дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2005.

Ахренова Н. А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление : дис. … д-ра филол. наук : 10.02.19 / Моск. гос. обл. ун-т. М., 2009.

Ахренова Н. А. Теоретические основы интернет-лингвистики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 10 (28). С. 22–26.

Балкунова А. С. Роль сетевого имени (никнейма) во взаимодействии субъектов виртуальной коммуникации : дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Моск. гор. пед. ун-т. М., 2012.

Калашникова А. А. Языковая личность в русскоязычном блоге: когнитивно-прагматический аспект : дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Юж. федер. ун-т. Ростов н/Д., 2011.

Соков А. А. Функционально-стилевые особенности никонимов в виртуальном дискурсе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. «Филологические науки». 2013. № 4 (79). С. 69–72.

Супрун В. И. Развитие ономастического пространства Интернета // Ономастика Поволжья : материалы IX Междунар. конф. / ред. Р. Ш. Джарылгасинова, В. И. Супрун. М. : ИЭА РАН, 2004. С. 53–58.

Устинович Е. А. Методика и методология социолингвистических исследований в условиях билингвизма и диглоссии // Культура народов Причерноморья. 2008. № 138. С. 37–40.

Хорикова В. С. Когнитивный анализ никнеймов пользователей сети Интернет // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 3. С. 64–68.

Чабаненко М. Г. Молодежный дискурс как реализация типовой и индивидуальной языковой личности : дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / Кемеров. гос. ун-т. Кемерово, 2007.

Школовая М. С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации : дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Твер. гос. ун-т. Тверь, 2005.

Aleksiejuk K. Personal names on the internet: usernames as address terms // Language and society. 2013. Iss. 4. P. 187–198.

Aleksiejuk K. Names on the internet: towards electronic socio-onom@stics : PhD thesis / Univ. of Edinburgh. Edinburgh, 2015.

Bechar-Israeli H. From <Bonehead> to <cLoNehEAd>: nicknames, play, and identity on Internet Relay Chat // Journal of Computer-Mediated Communication. 1995. № 1 (2). URL: https://academic.oup.com/jcmc/article/1/2/JCMC127/4584330.

Buchstaller I., Khattab G. Population samples // Research Methods in Linguistics / ed. by R. J. Podesva, D. Sharma. Cambridge : Cambridge Univ. Press, 2014. P. 74–95.

De Vaus D. A. Surveys in Social Research. 4th ed. London ; New York : Routledge, 2001.

Gatson S. N. Self-Naming Practices on the Internet: Identity, Authenticity, and Community // Cultural Studies, Critical Methodologies. 2011. № 11 (3). P. 224–235.

Gkoutzourelas G. Nicknamen in sozialen Medien. Der Fall von Twitter und PlanetRomeo // Mediensprache. 2015. URL: http://www.mediensprache.net/de/websprache/2.0/nicknames/.

Jens R., Schlobinski P., Siever T. Sprache und Kommunikation im Internet. Opladen : Westdeutscher Verl., 1998.

Kaziaba V. Namensmasken im Internet // Muttersprache. 2013. № 4 (123). S. 327–339.

Kaziaba V. Nicknamen in der Netzkommunikation // Der Deutschunterricht. Nomen (non) est omen — Namenkunde. 2016. № 1. S. 24–30.

NI — Nicknamen international. Zur Namenwahl in sozialen Medien in 14 Sprachen / Hrsg. von P. Schlobinski, T. Siever. Berlin : Peter Lang GmbH, 2018.

Scheidt L. A. Avatars and Nicknames in Adolescent Chat Spaces // Gender and Computerization. 2001. L591. URL: https://www.researchgate.net/publication/253226272_Avatars_and_Nicknames....

Schlobinski P. Pseudonyme/Nicknames im Chat. Hannover, 1998. URL: https://www.mediensprache.net/networx/networx-5.pdf.

Stommel W. “Mein Nick bin ich!” Nicknames in a German Forum on Eating Disorders // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. № 13. P. 141–162.

Whitty M. T., Buchanan T. What’s in a Screen Name? Attractiveness of Different Types of Screen Names Used by Online Daters // International Journal of Internet Science. 2010. № 5 (1). P. 5–19.