2019. Т. 16. №2

Вернуться к содержанию выпуска

Шимкевич Николай Валерьевич
независимый исследователь
Екатеринбург, Россия

Эволюция русской политонимии в новейшее время

Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 2. С. 178–198.
DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.2.021

Рукопись поступила в редакцию 11.01.2018

Аннотация: В статье рассматриваются номинативные модели, регулярно использующиеся для названий российских политических объединений (партий, союзов, фракций, групп и т. п.) в условиях современной российской многопартийности (перестроечный и постперестроечный периоды). Для таких имен собственных предлагается термин политонимы (< др.-греч. πολιτική ‘общественная деятельность, политика’ + ’όνυμ ‘имя’), ранее в некоторых публикациях использовавшийся для обозначения понятия «жители той или иной страны; граждане того или иного государства», однако по своей внутренней форме представляющийся более соответствующим предлагаемому в статье значению. Политонимы в значении ‘названия политических объединений’ оцениваются автором как особый вид эргонимов (названий деловых объединений людей, например, союза, организации, учреждения, корпорации, предприятия, общества, заведения, кружка), которому присущи те же функции, в частности номинативно-выделительная, информативная, аттрактивная. Отмечается, что специфика данного подкласса эргонимов пока не получила в ономастической литературе подробного освещения. Основная задача публикации — выявление динамики развития отмеченных номинативных моделей в российской политонимии последних трех десятилетий. Характерной особенностью политонимов признается ярко выраженная установка на сохранение их прозрачной мотивации, что представляется обусловленным самой природой данного подкласса. Хотя можно все же выделить группу десемантизированных политонимов, они весьма малочисленны. Среди сохранивших мотивационное значение имен выделяются четыре модели: идеологическая (в названиях отражена программная идеология политического объединения), представительская (указание на социальную базу, на которую опирается партия), манифестационная (указание на программную цель) и концептуальная (отражение идеального концепта). Нередко в названии получают отражение две или даже три номинативные установки. Динамика функционирования выделенных моделей в период российской современной многопартийности позволяет утверждать, что их соотношение относительно стабильно, однако можно отметить активизацию манифестационной модели, что говорит об усилении рекламной функции политонимов, характерной для эргонимов в целом.

Ключевые слова: эргонимия, политонимия, названия политических партий, номинативные модели, десемантизированные политонимы, политическая лингвистика, русский язык.

Источники

Александров В. В. Народный фронт // Большая советская энциклопедия : в 30 т. 3-е изд. / гл. ред. А. М. Прохоров. Т. 17. М. : Сов. энцикл., 1974. С. 285–286.

АППР — Актуальные проблемы парламентаризма в России : учеб. пособие / под ред. Г. Н. Комковой. М. : Проспект, 2015.

Белонучкин Г. В. Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР / РФ. 1990–1993 [Электронный ресурс] // Электрон. период. изд. «Политика». 2002а. URL: http://politika.su/gos/ndrs.html.

Белонучкин Г. В. Федеральное собрание: Совет Федерации, Государственная Дума : электрон. версия справочника // Электрон. период. изд. «Политика». 2002б. URL: http://politika.su/fs/fs-tit.html.

Левичева В. Анатомия неформального движения // Изв. ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 150–156.

Левичева В. Ф., Нелюбин А. А. Новые общественно-политические организации, партии и движения // Изв. ЦК КПСС. 1990а. № 8. С. 145–161.

Левичева В. Ф., Нелюбин А. А. Новые общественно-политические организации, партии и движения // Изв. ЦК КПСС. 1990б. № 9. С. 87–89.

Макаркин А. Аграрная партия России [Электронный ресурс] // Отеч. зап. 2004. № 1 (15). URL: http://www.strana-oz.ru/2004/1/agrarnaya-patriya-rossii.

Наварская М. Аркадий Чернецкий возглавит уральский «Едиот» [Электронный ресурс] // Регион-Информ. 24.04.2001. URL: https://urfo.org/ekb/13_24079.html.

Пелевин В. ГКЧП как тетраграмматон [Электронный ресурс] // Сайт творчества Виктора Пелевина. 1993. URL: pelevin.nov.ru/rass/pe-tetra/1.

Постановление ЦИК РФ «О списке политических партий, на которые распространяется действие части 2 статьи 44 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”» № 13/106-7 от 22 июня 2016 г.

Протокол ЦИК РФ о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу между избирательными объединениями, избирательными блоками. 17 декабря 1995 г.

Протокол ЦИК РФ о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу между избирательными объединениями, избирательными блоками. 19 декабря 1999 г.

Список политических партий, имеющих право в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» принимать участие в выборах по состоянию на 17 июня 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/MinUst/20160622.html.

Исследования

Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности : автореф. дис. … д-ра филол. наук / Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград, 2004.

Морозова Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М. : РОССПЭН, 1999.

Шимкевич Н. В. Русская коммерческая эргонимия: прагматический и лингвокультурологический аспекты : дис. … канд. филол. наук / Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 2002.

Шимкевич Н. В. Внутренняя политика государства как фактор формирования эргонимии // Полит. лингвистика. 2014. № 1. С. 212–217.

Яловец-Коновалова Д. А. Названия коммерческих предприятий: ономасиологическая классификация и функционирование в современном языке : автореф. дис. … канд. филол. наук / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 1997.